Что изменилось в транспортном обслуживании пассажиров за последние годы - zorkanews.by

Что изменилось в транспортном обслуживании пассажиров за последние годы

Пассажирские перевозки на Минск, кроме государственного автопарка, осуществляют три владельца маршрутных такси. Скоро ли они доберутся до Дубищ, Румок, Язвин?

Сейчас уже редко кто из жителей Узденщины вспоминает то время, когда с нашего автовокзала ежедневно по разным направлениям отправлялись десятки автобусов. В крупнейшие населенные пункты района выполнялось по три-пять рейсов в день, до десяти-на Минск. Без пересадок можно было попасть, например, в Лиду, Бобруйск, Ганцевичи, ежедневно ездить в соседние Слуцк и Несвиж, Столбцы и Копыль. А что сегодня?

Сейчас наш производственный участок филиала «Автопарк №15» города Дзержинска ОАО «Минскоблавтотранс» обслуживает 16 пригородных маршрутов, один городской и один (на Минск) междугородний, — рассказывает начальник участка Сергей Кот. — Через наш автовокзал сегодня, к сожалению, не проходит ни один междугородний маршрут.

Причин тому (а подобное положение характерно для многих небольших городов и районов) несколько. Численность населения в сельской местности сокращается. Все больше людей пользуются личными транспортными средствами. Экономические обстоятельства вынуждают маломощные и неэффективно действующие транспортные предприятия объединять усилия.

Но ведь люди живут в тех же отдаленных деревнях, и далеко не все пенсионеры могут пользоваться личным авто или детей попросить. И хотя бы раз в месяц возникает необходимость посетить райцентр. Как в таком случае сохраняется социальный стандарт по транспортному обслуживанию?

Мы по-прежнему обслуживаем все основные районные маршруты, — объясняет Сергей Иванович. — Как минимум, раз в неделю автобусы въезжают во все населенные пункты, где живет не менее сорока человек. Например, по пятницам автобус на Могильно заходит в Язвины, Ниву, Прусиново, слободской — в Румок, хотлянско-толкачевичский — в Гуту, вирковской — в Низок и Войково. По вторникам направляем за 45 километров автобус в Дубище, а там он, бывает, всего одного человека заберет, который к тому же имеет право на льготный проезд. Нам это невыгодно, но ведь частника-маршрутчика в такую глубинку, на дороги с грунтовым покрытием, никаким калачом не заманишь. Либо такой эксперимент. По просьбе жителей деревни Ракошичи с 16 сентября по средам дважды в день, в 8.20 и 13.40, автобус с автовокзала до Энергетика будет двигаться через Броды, Ракошичи, и таким же образом в обратном направлении. Посмотрим его востребованность.

Парк Узденского участка насчитывает девять автобусов, два из которых давно уже подготовлены к списанию. Ежедневно на линию выходят шесть-семь транспортных единиц. Последнее пополнение было два года назад, когда в Узду пришли четыре новых автобуса — два «МАЗ-241”, “Мерседес” и «Газель». Два из них уже “пробегали» по 180 тысяч километров, выработали 30 процентов своего эксплуатационного ресурса. Работают еще два «ветерана» 2006 года выпуска, хотя их максимальный срок службы не более десяти лет. Автобус белорусского производства «Неман» внешне красивый, комфортабельный, но он предназначен для городских перевозок с интенсивным пассажиропотоком, поэтому используется с небольшой эффективностью.

Остается актуальной проблема последних лет — обеспечение районных автотранспортных предприятий автобусами небольшой вместимости. Подавляющее большинство таких марок производится за пределами Беларуси, и даже крупнейшие автопарки не могут позволить себе приобретать такие под полную потребность. Вот и направляются в деревушки за десятки километров ради нескольких пассажиров огромные «ЛАЗы» и «ПАЗы”. Перевозим воздух, тратим топливо, разбиваем машины. А как иначе? Узденские автотранспортники пока мечтают хотя бы о тридцатиместном «МАЗ-206», укороченном и специально приспособленном для перевозки людей в городских условиях.

Перевозкой пассажиров на участке занимаются восемь водителей, есть одна вакансия. Ветеранами коллектива являются Сергей Пармон, Сергей Торотько, Сергей Белокопыцкий. Недавно сел за руль автобуса Дмитрий Бурый. Анатолий Русецкий около сорока лет крутил баранку, а недавно назначен механиком. Вместе с коллегами Николаем Рогалевичем и Валерием Кучинским сейчас “лечит” автобусы и восемь грузовых автомобилей. Надежными помощниками и хорошими знатоками своего дела зарекомендовали себя и электрогазосварщик Владимир Махнач, слесари Александр Брикач, Виталий Мельников.

Пассажирские автоперевозки всегда были убыточными. Теперь-тем более. Однако пока поддерживается социальная направленность столь необходимой для нормальной жизнедеятельности населения отрасли экономики, как транспорт. Возможно, со временем и сюда придут более новые технологии, и заинтересуются глубинкой частные транспортные структуры.

Виктор СОБОЛЕВСКИЙ, Сергей ШАРАЙ (фото)

Это интересно