Житель деревни Басмановка Андрей Петровский сконструировал необычное транспортное средство
Когда эта странная конструкция появляется в агрогородке Озера, те, кто видят ее впервые, обступают, расспрашивают, просят у хозяина сфотографироваться на фоне веломашины, а смелее подростки осмеливаются попросить сесть за руль и хоть немного проехать.

Андрей Анатольевич удовлетворяет просьбы любопытных (сам когда-то таким был!). И королем ситуации является четырнадцатилетний сын, который иногда сам приезжает в школу или в магазин. Одно дело сидеть за рулем подобного транспортного средства промышленного производства, и совсем другое – собственноручно сделанного.
В поисках
Родился Андрей в городе Березино, что на востоке Минской области. Там окончил школу, отслужил в армии на территории Венгрии. Некоторое время считал себя столичным жителем – в Минском машиностроительном техникуме приобретал специальность техникума-технолога станков автоматических линий. Свою трудовую деятельность начал на опытно-механическом заводе по выпуску продукции для Минсельхозпрома. Затем поехал получать высшее образование по выбранному профилю в Ленинград.
Но начались девяностые годы. Обрушивались наработанные ранее связи, прекращали деятельность или сокращали производство государственные и коммерческие предприятия, даже продукты питания определенное время по карточкам выдавать стали. А Андрей создал семью, родилась дочь. В поисках надежной работы вернулся в Минск. Четыре года отдал службе в милиции, стал офицером. Вроде и перспективы неплохие были, но понял: это не мое. Как и многие другие, пошел «в коммерцию» – оказывал услуги по уборке квартир, продавал фильтры для очистки воды, а затем оформил индивидуальное предпринимательство, создал свою строительную фирму, в разных уголках Беларуси стал возводить станции по обезжелезиванию воды. А это большая ответственность и неимоверно тяжелый труд – обеспечить работой и достойной зарплатой 25 человек.

Ближе к Земле
Родились еще одна дочь, сын. Захотелось чего-то более прочного, приземленного. В 2000 году семья продает квартиру в Минске и перебирается в деревню Басмановка. Это всего 35 километров от столицы. Повезло с новой работой — в одной из государственных рекламных компаний занимается продвижением в социальных сетях продукции, услуг отечественных производителей. Есть возможность работать на удаленном доступе – значит, можно больше времени уделить обустройству дома, другим семейным заботам.
На окраине земельного участка появилась теплица необычной формы, в виде пирамиды. Небольшая по размерам, сделанная из обычных материалов (поликарбонат, стекло, металлический каркас), она позволяет в течение всего светового дня аккумулировать максимальное количество теплоты. Рядом-обычной лопатой вырыт бассейн из двух частей, где и от жары можно спрятаться, и рыбу удить. Попытался разводить перепелов. Но это чрезвычайно деликатное дело, не всегда можно получить желаемый эффект. А вот индюки — более интересное занятие. За сезон по 40-50 голенастых и горластых птиц выращивает семья, сначала в стационарном мини-инкубаторе, затем — в переносном домике, который после выщипывания травы можно переставить в другое место.
Еще одна сфера приложения рук связана с прежней профессией Андрея Петровского. Оборудовал солнечный коллектор, с помощью которого вырабатывается определенная часть электроэнергии. Ее пока недостаточно для отопления всего дома. Деревенский Кулибин вынашивает идею собрать ветрогенератор, который бы позволил и в зимнее время нагревать воду в радиаторах системы отопления, в автономном режиме и с меньшими затратами обеспечивать дом теплом.

Колеса малы, а польза большая
Единственным транспортным средством в семье долгое время была и сейчас еще служит «Мазда» 1996 года выпуска. На ней чаще жена ездит на работу в Озеро. А нередко же и у хозяина возникает необходимость куда-нибудь крутнуться-в магазин, сельсовет, лес, мусор вывезти, по другой нужде. Два года назад подарили Андрею китайский электроскутер. Но ведь он только летом может пригодиться, да и то в дождь, холодный ветер неудобно ездить. Вот так и появилась идея дооборудовать транспортному средству крышу.
Подобное не раз видел по телевидению, в Европе очень популярны такие веломашины. Нарисовал чертеж, начал мастерить. Спереди поставил два обычных велосипедных колеса, сзади-специальное мотор-колесо, которое можно приводить в движение обычными педалями, а можно – и электрическим аккумулятором. Сварил каркас из металлопрофиля, крышу изготовил из поликарбоната. Даже небольшой багажник смастерил. Обычный велосипедный руль, с боков-зеркала от «Оки», спереди и сзади простенькие светодиодные фары…
Первый вариант получился очень простой, жесткий, неприглядный на вид. Но ведь-веломобиль! И сын иногда стал использовать его как велосипед.
К осуществлению второй модели подход был посерьезнее. Готовился заранее, продумывал все мелочи, чтобы получился более современный вариант. Постепенно приобретал детали: мотор-колесо стоило около 700 рублей, аккумуляторы-от 400 до 500, старые велосипеды-по 50-100, такой же гироскутер – 100, стеклины – 50, спицы, панельки, металл, другие материалы. Появились бортовой компьютер от велосипеда, сигнализация, работавшая от энергии солнечной батареи. Два электрических аккумулятора позволили развить скорость до 35 километров в час, а на первом варианте – максимум 25.
А потом увидела свет и третья модель. С массивными передними колесами от горного велосипеда, привлекательным сиденьем, электропечой, более мощными аккумуляторами. Этот веломобиль развивает скорость до 40-45 километров в час.
– Сейчас не только в Озеро, по окрестным деревням могу рулить – рассказывает Андрей Анатольевич. — В Минск не раз ездил! Пусть на небольшой скорости, километров двадцать в час, но за два часа добирался. Одного аккумулятора хватает примерно на 30 километров пути. Если что, можно и обычными педалями помочь. Я не гонюсь за скоростью, легкостью, важнее, чтобы прочный каркас предохранял от непогоды. Тем не менее пробег одного моего веломобиля составил 480 километров, второго – уже свыше 1200. Есть определенные задумки о следующей модели.
Для себя, а не на поток
– Наверное, пора уже и собственный фирменный знак запатентовать?
– А у меня уже есть оригинальное название (улыбается. – В. С.) — велобос. Это слово из двух частей: велосипед и Басмановка. А если серьезно, то никогда такой цели-массовое производство веломобилей-перед собой не ставил. Это если бы такая идея и материальное ее подкрепление появились лет тридцать назад, можно было продумать определенный бизнес-план. Узнав о моей работе, знакомые из Москвы, Германии просили что-то подобное для них изготовить. В среднем для сборки одного агрегата в домашних условиях мне нужно 30-40 дней. Но для того, чтобы поставить дело на поток, сегодня много нюансов возникает. Я даже обычный гараж построить не решаюсь-многие инструкции, согласования, разрешения, ограничения. Одному тяжело. А вот на государственном уровне наладить полноценное производство веломобилей можно было бы. Для того, например, чтобы доставлять по заявкам мелкие заказы товаров из торговых сетей, мороженое, напитки на пляж привозить… и в семейном детском доме, в обычной многодетной семье такая веломашина была бы подходящей…
Текст: Виктор Соболевский
Фото Сергея ШАРАЯ
Рекомендуем