Как овцы поле косят, рассказал хозяин отары с Узденщины

Овец на луговой траве в наше время редко где увидишь. А тут целое стадо отдыхает в тенечке под деревом. Чем вызван интерес к животным на этом подворье? Не повлияло ли государственное внимание на развитие овцеводства?
– Ну, а как же! Когда Президент говорит «надо!», мы привыкли выполнять, – вполне серьезно заявляет хозяин отары Александр Махнач. – Между прочим, мои родители держали овец с 1970 года. Коровы и свиньи тоже постоянно были. Раньше искренне не понимали, как это жить в деревне и не иметь хозяйства. Так что я с малолетства к крестьянскому труду приучен.
Александр Александрович живет в Узде, работает по договору в строительной компании и постоянно ездит в деревню, чтобы содержать в порядке родительскую усадьбу. В общей сложности у него два сельских дома, полтора гектара земли и стадо овец, число которых варьируется от десяти до полсотни. Самки – крестьянской романовской породы, а самцы – французские прекосы. Со слов хозяина, они дают крепкое, здоровое потомство.
– Овцы – неприхотливые, им не нужны какие-то особенные условия содержания, – делится опытом Александр. – В теплый период постоянно на пастбище. Огородил загон, чан с чистой водой поставил, ходят себе, отдыхают. Где овцы – поле чистое, они поедают практически весь травостой, косить не надо. И ты постоянно с мясом. Хватает себе, детям, родственникам, с другими делимся.
За бараниной к Александру часто наведываются представители восточных народов. На молодняк есть спрос, и цены у этого хозяина ниже рыночных. Продукцию в живом весе берет владелец одного из кафе на брестской трассе. До осени подрастит до 60–80 килограммов, а потом из баранины будут самые правильные шашлыки, а также шурпа, бешбармак, плов, манты.
Только овечьи шерсть и шкурки заводчику овец некуда девать. В свое время пряли пряжу, вязали носки и рукавицы. Выделывали шкурки и находили мастеров, чтобы сшить из них дубленки. Сейчас этим никто не занимается, да и мода на такие вещи давно прошла. Сердце кровью обливается, когда ценное сырье приходится отправлять в утиль.
– На Смиловичский кожевенный комбинат можно возить, но это экономически невыгодно. К Шацку ближе, но там камвольного производства давно нет, – рассуждает Александр. – Не отлажен механизм сбора и сдачи сырья на переработку. Требования к качеству жесткие. Надо уметь по технологии шкурки снимать и шерсть состригать. Наверное, поэтому энтузиастов выращивать овец не так много.
Рекомендуем





