Официальный летний отдых у большинства педагогов составляет 56 дней. Ошибается тот, кто считает, что на протяжении почти двух месяцев учитель забывает о школе и может заниматься чем угодно, только не прежней – хоть и интересной (сами же когда – то выбирали такую профессию), но жирной-работой с детьми. Убедила в этом и разговор с учительницей начальных классов Сутковской базовой школы Людмилой Леонидовной Казючиц.
После последнего школьного звонка долгожданный отпуск наступает для детей. А для учителей?
- В отпуск официально я ушла с 7 июня, - рассказывает Людмила Леонидовна. - Мне немного больше повезло, чем коллегам, - в том, что я теперь учительница начальных классов, а не предметник. А у них продолжался учебный процесс в выпускных классах-консультации, экзамены, проверка письменных работ, а затем – подготовка материалов с анализом выявленных в ходе кампании недостатков, перспективах их исправления в дальнейшем. А я занималась подготовкой отчетов по итогам прошлого учебного года.
А таких несколько. О проведенной социальной, воспитательной, идеологической работе с детьми. О работе в учебном кабинете. О работе по самообразованию (здесь каждый учитель выбирает себе определенную тему, у Л. Казючиц была такая: «пути повышения мотивации младших школьников к учебе»). О работе с молодым специалистом (за ней была закреплена Полина Казмерчук).
Затем-организация проведения школьной производственной практики. В этом деле задействованы все ученики от четвертого до старших (кроме выпускного) классов. В течение двух недель дети по несколько часов в день поливали, пололи растения на пришкольном участке. В жаркие дни приходили с самого утра. А рядом-учителя.
В июле при школе работал оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Солнышко». В течение 18 дней с 8.30 до 16.00 с мальчиками и девочками в двух отрядах, по 15 человек в каждом, проводились интересные игры, экскурсии, соревнования, другие мероприятия. Людмила Леонидовна вместе с Оксаной Николаевной Рогалевич делали все возможное, чтобы детям эти дни запомнились надолго, чтобы через год они снова просились в лагерь. А это чуть больше работы «чем проще " сядьте и рисуйте!». К тому же за месяц после школы дети расслабились в домашних условиях, требуют особого внимания. В полдень у школьников сон-отдых, а учителя готовят очередной аналитический материал, ведут дневник проделанной работы, составляют план на завтра.
За каждым педагогом закреплены определенные воинские захоронения. Так, л. Казючиц с Мариной Ивановной Глебко ухаживают за памятником семьям Никоновичей и Лиходиевских, погибшим в годы войны, что в деревне Каменое. В течение года нужно, при необходимости, подкрасить ограждение, постамент, прополоть растения, листья убрать.
В июле же пришлось принять участие в акции «аномальная жара: поможем растениям выжить» и республиканском фотоконкурсе «выбор лета» (здесь вместе с детьми необходимо было подготовить, отобрать и прислать по определенному адресу в интернете лучшие фотоснимки в патриотической, спортивной, развлекательной и других номинациях). Ежегодно учителя и ученики участвуют в подобных конкурсах, где требуется не только много свободного времени, но и желание, фантазия.
А еще лето-время работы с родителями. Людмила Леонидовна вместе с учителем-дефектологом Викторией Александровной Крупник и во время учебного года не раз посещала семью детей-инвалидов, где давали надомные уроки. А летом у мальчика день рождения, поэтому и постарались сделать для него небольшой праздник. Подготовили справки для многодетных семей, откуда 1 сентября придут дети в первый класс. Для родителей будущих первоклассников и в школе организовано дежурство: в любой день каждый из них до 18 часов может зайти в учебное заведение, чтобы поинтересоваться, что необходимо подготовить к школе.
Четыре раза в год учителя должны составлять акты обследования противопожарного состояния домовладений: есть ли автономные пожарные извещатели, в каком состоянии электропроводка, а заодно – напомнить об ответственности родителей в этом деле. У многих на памяти несчастный случай, когда в огне погибли дети, поэтому теперь не будет лишним предупредить родителей: если оба, скажем, одновременно идут на работу на ферму, с малышами обязательно должен быть кто-то из старших.
В августе нужно кабинет подготовить к очередному учебному году, позаботиться о приобретении новой методической литературы, пополнении тематических полок. В классе-кабинете л. Казючиц было семь учеников, поэтому работы и затрат чуть меньше, чем когда их было бы за 20. и все равно каждый из них-лицо, и чтобы посещали они школу с желанием, предусмотрены не только книжки и учебные пособия, но и игрушки, развлечения для перерывов…
Вот и думайте, сколько месяцев, недель или дней по-настоящему отдыхает от школы учитель.