Чем Узденщина может заинтересовать туристов
Ушедший год можно считать как никогда неблагоприятным для развития местного туризма, краеведения. И не только на Узденщине, Минщине-во всем мире коронавирус перекрыл границы, прервал желание путешествовать, узнавать новые места. А они необязательно за морями-океанами, есть и совсем рядом.
Узденский район-уникальный край для историков, исследователей старины. Это не просто географический, исторический, культурный центр Беларуси, а своеобразная модель нашей страны, которая имеет большой потенциал для краеведения. С местами, лицами Узденщины связано немало отличительных событий, которые вызывают интерес не только у жителей республики, но и за рубежом.
Узденщина в последнее время все чаще включается в экскурсионные маршруты туристов, желающих увидеть наши места, — рассказывает учитель истории Узденской СШ №2 имени К. Крапивы, заядлый краевед Андрей Ермольчик. — Летом, например, почти каждую субботу или воскресенье останавливается автобус с минскими номерами возле городского кладбища. Люди из разных уголков Беларуси и из-за границы едут посмотреть на пирамиду-усыпальницу рода Завишей. Еще бы-подобное можно увидеть только в Молодечненском районе, но тот объект почти на сто лет моложе нашего.
Этот факт подтолкнул школьников обратить более пристальное внимание на городское кладбище. Заинтересовался этой темой ученик 9 класса Матвей Шавель. И сразу же-несколько если не открытий, то чрезвычайно интересных фактов. Только визуальное исследование Узденского кладбища подтверждает: что ни похороны – разная эпоха, интересная судьба. Здесь нашли свой последний упокой представители рода Завишей, учителя, медики из дореволюционного времени, известные всей стране священники (православные и католики, и среди них фигура первой величины – великомученик Михаил Новицкий), герои Первой мировой и Великой Отечественной войн, подпольщики, обладатели известных в районе и окрестностях фамилий. Отдельного исследования требуют не только общие христианские, но и мусульманские, еврейские кладбища (так это место стали называть после того, как прекратило свое существование место захоронения евреев в центре на то время городского поселка, но на самом деле здесь похоронены и представители других национальностей, зверски замученных фашистами). Этим и занимаются сейчас члены школьного научного общества под руководством А. Ермольчика.
Так, Анна Байдакова и Алина Колосова занялись историей местного костела. К этому памятнику архитектуры (ему уже свыше 220 лет) имели отношение предки Фаддея Булгарина и Янки Купалы, Томаша Зана и Кшиштофа Ковячинского, Казимира и Анны Завишей, а также она и Марии Магдалены и Николая Радзивиллов, Якуба Наркевича-Йодко. Есть версия, что создателем этого здания является знаменитый итальянский архитектор Карл Спампани. После приобретения здания новым владельцем становится реальной перспектива возвращения храму своего бывшего облика. Не исключено, что через несколько лет будут проложены новые экскурсионные маршруты и на кладбище, и в костел, и мы сможем достойно показать нашу старину гостям, как это делается, скажем, в сегодняшнем Львове.
Как-то три года назад я случайно оказался на нашей Красной площади, — рассказывает Андрей Ермольчик. — Услышал английский язык, увидел переводчика, которая в растерянности оглядывается по сторонам. Оказалось, это группа евреев из Калифорнии – среди которых-предки наших земляков, давно покинувшие эти места. Они хотели бы увидеть микву, но у кого переводчица ни спросит, никто не знает, что это такое и где то место. Выяснилось, что миква – это еврейская ритуальная баня, она была построена в Узде в конце ХІХ века, долгое время служила и новой, советской власти. И сегодня это каменное здание сохранилось в старом центре города. В Америке миквы не строились, там и в те времена пользовались ваннами. Остались такие сооружения в Испании, Праге, некоторых других городах и странах. И в Узде!
В прошлом году Андрей Николаевич познакомился еще с одной семьей из Америки. В 1910 году их предки оставили Узду и поехали за океан, чтобы там заработать немного денег, вернуться домой и приобрести участок земли. Поселились в Чикаго, работали на бойне. Но наступила революция, затем гражданская война, и мечтам наших соотечественников не суждено было сбыться. И вот почти через столетие сорокалетний Марк Пичик (возможно, предки имели фамилию Писчик), автомеханик, владелец небольшой фирмы, с женой приезжает в Минск, там берет в аренду легковой автомобиль, заказывает переводчика и приезжает в Узду. Ходили по старой части города, которая мало в чем изменилась, нашли на кладбище захоронения своих родственников в четвертом поколении, еще живых более дальних родственников в Сымончицах. Сколько было воспоминаний (согласно упоминаниям деда)! Единственное разочарование-нигде не могли приобрести рекламную продукцию, которая бы напоминала о давно покинутом, но все еще родном крае. Только в местном храме отыскали небольшой магнитик с изображением церкви.
С подобной проблемой мы сталкиваемся не только в Узде, но даже и в более раскрученных туристических брендах страны. Не хватает буклетов, открыток, значков, других сувениров для гостей в Несвиже и Мире, поблизости даже не обиженных в рекламном плане объектов отсутствуют в достаточном количестве точек общественного питания и, извините, цивилизованные туалеты. Раньше, в относительно спокойные в экономических отношениях времена, на это как-то не обращали особого внимания, а теперь, когда каждая копейка на учете, на подобные претензии у местных властей есть тактическая отговорка: мол, любые затраты должны окупаться, мы будем в первую очередь вкладывать средства туда, где явная отдача.
В результате нередко мы теряем куда более важное. А немцы, поляки, украинцы, представители других европейских стран, вкладывая средства в развитие туризма у себя дома, имеют возможность путешествовать, наблюдать. И сравнения не в нашу пользу. Но ведь и коронавирус когда-то отступит, и политические проблемы в обществе нормализуются. Наступит время, когда и к нам будут не единичные автобусы заезжать. Что мы покажем, чем удивим заграницу? Успехами в промышленности, достижениями сельхозпроизводителей? Вряд ли. А вот туристический бизнес-реальная перспектива выделиться.
Что мы можем показать гостям сегодня? Перспективы восстановления кальвинского сбора и усадьбы Радзивиллов в Первомайске почти нулевые. Потихоньку начинается реконструкция поместья и других зданий поместья Наркевича-Йодко в Наднемане, но работ там еще не на одно десятилетие. В позапрошлом году группа энтузиастов (А. Ермольчик, бывший начальник отдела образования В. Казючиц, сотрудники музея, дома детского творчества) разработала туристический автомобильный маршрут “Истоки Немана”, куда постарались включить все достопримечательности Узденщины.
По сути, это история родного края, путешествие от истоков знаменитой белорусской реки в Верхнемане до усадьбы в Наднемане. Здесь важно не только рассказывать, но и показывать. Но что? На месте истока-неухоженная канавка и проржавевшая табличка с непрезентабельным видом (кстати, на право называть началом Немана реку Усу, которая длиннее Лоши и Нёманца, претендуют дзержинцы, и если они раскрутят как положено свою идею, подкрепят ее материальными взносами, у соседей есть повод перехватить инициативу). Далее маршрут такой: Пырашево (родина предков Ф. Булгарина) – Загорщина (знаменитый белорусский род Корнелия Засса) – Заболотье (писатель Алесь Махнач) – братское кладбище на окраине Узды, место гибели жертв фашизма – старые улицы райцентра (храмы, архитектура) – городское кладбище – поселок Первомайск (кальвинский сбор) – трагедия деревни Островок – свидание Неманца, Усы и Лоши (возле моста на Песочное)-усадьба Наркевича-Йодко в Наднемане.
Хочется верить, что в недалеком будущем по этому и другим маршрутам Узденщины будут регулярно курсировать автобусы, автомобили, мы сможем достойно рассказать и показать наши достопримечательности соседям, жителям столицы, гостям из Польши и Америки. Любовь к общей великой Родине начинается с почета того уголочка, где родился.
Виктор СОБОЛЕВСКИЙ