Меню

Беларусь и Россия. Узнали, почему жительница райцентра променяла Архангельск на Узду

Беларусь и Россия. Узнали, почему жительница райцентра променяла Архангельск на Узду

Узнали, поговорив с женщиной, уроженкой этого уголка России, которая живёт в нашем городе.

Марина Северина прожила значительную часть своей жизни на севере России, а последние 40 с лишним лет — в Беларуси. Каждый год женщина посещает свою малую родину, сюда приезжают ее родственники. Они сравнивают, размышляют и приходят к выводу: Узденщина, как и белорусский край в целом, стали неотъемлемой частью их жизни, настоящей второй родиной. Накануне Дня единения народов Беларуси и России корреспондент «Чырвонай зоркі» встретился с Мариной Геннадьевной и попросил ее ответить на несколько вопросов.

Марина Северина

— Мария Геннадьевна, где вы родились, где прошло ваше детство?

-Моя родина — село Уйма, что в нескольких километрах от Архангельска. Это прекрасный край, самобытность которого замечательно выразила в поэтических строках моя тетя Алена Репницына: «Русский север, былинный и песенный, красотой своей многих пленил. Мастерство, вдохновенье, уверенность он в российских поморов вселил. Край озёрный, лесной и морошковый, ярких сполохов, белых ночей…”

В нашем селе проживает четыре с половиной тысячи человек. Улица, на которой я родился, состоит из восьми пятиэтажных домов. До 1992 года здесь действовали два кирпичных завода. Моя мама проработала здесь сорок лет, была награждена орденом Славы. А папа был газоэлектросварщиком, родом из Санкт-Петербурга, пережил блокаду на Фонтанке во время войны. Там остались сестра Евгения и другие родственники. А еще наш регион известен тем, что в 200 километрах от него находится космодром Плисецк, а в 40 километрах, на побережье Белого моря, недалеко от города Северодвинска, базируются самые современные атомные подводные лодки…

-Как вы попали в Беларусь?

флаги

-Обычно. Окончила школу, Архангельский кооперативный техникум, восемь лет проработала бухгалтером в сельпо. Однажды в морском порту я познакомился с парнем, который учился в мореходном училище. Николай окончил это училище и пошел работать электромехаником на один из кораблей. Ему нравилась романтика моря, но по состоянию здоровья пришлось с ней распрощаться. Мы встретились, создали семью. Кстати, многие думают, что свою фамилию Северина я привезла сюда именно из тех северных краев. Нет, у нее белорусские корни. Мой муж Николай родом из Дзержинского района.

После свадьбы я приехала на его родину, узнала и навсегда полюбила эту землю. Помню, как впервые прошлись по улицам Минска и Дзержинска и поразились: как здесь красиво, чисто, ухоженно. В столичных магазинах такой богатый выбор продукции (висят цельнокопченые и вяленые окорока, десятки видов колбас, богатый выбор круп и молочных продуктов). А сколько одежды и обуви продается! В нашей тогдашней российской глубинке о таком можно было только мечтать. Время от времени жители Уймы и других сёл отправлялись за сотню километров в Ленинград, где запасались колбасой и другими продуктами на неделю-другую… После свадьбы мы с мужем ежегодно ездили в отпуск в Беларусь — и отдохнуть, и пополнить запасы продовольствия. А спустя десять лет, в 1982 году, решили переехать на родину мужа.

-И как вас приняли? Было ли сожаление о том, что покинули родные края?

-Мы сначала приехали в деревню Невеличи Дзержинского района, стали работать в колхозе, муж электриком, а я бухгалтером на склад. Нам сразу же выделили жилье для временного пользования. Через два года в деревню приехали строители из Узды (в составе Минскпецмонтажстроя) строить жилые дома для колхоза. Николай познакомился с ними, и они уговорили его поработать у них, пообещав быстро получить собственную квартиру. Мы согласились и через полгода переехали в свою квартиру на бульваре Дзержинского в Узде. На родине я о таком и мечтать не могла. И сегодня мои родственники, уже пенсионного возраста, всю жизнь проработавшие на предприятиях, живут в двухэтажном деревянном ветхом довоенном доме, без удобств.

Раньше в течение десяти лет мы ездили в отпуск из-под Архангельска в Беларусь, а после переезда сюда – в обратном направлении.

зима

-За эти десятилетия многое, безусловно, изменилось здесь и там. Каковы ваши наблюдения, сравнения?

-После распада Советского Союза первые несколько лет и в России, и в Беларуси были трудными. Но здесь жизнь быстро наладилась, и вскоре, на наших глазах, независимое белорусское государство взяло курс на социально ориентированную экономику, активно стали развиваться промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Возьмем, к примеру, жилищное строительство. В столице и малых городах возводятся многоэтажные жилые дома, в селах — агрогородки. Работающим выделяется благоустроенное жилье, и сами люди строят с помощью государства. Новые дома появились и под Архангельском, но в основном это коммерческие небоскребы, построенные «новыми русскими», — квартиры в которых предназначены для продажи. И большинство из них пустуют. Даже в областном центре молодежи осталось мало — они уезжают в Санкт-Петербург и Москву. Транспорт и другие услуги находятся в частных руках, и зачастую там работают наемные рабочие из бывших советских республик Средней Азии, которые даже не знают русского языка. Дороги плохие. Каждый день через село в центр страны проходят поезда с десятками вагонов вырубленного здесь леса. Иногда даже тривиальный бытовой вопрос трудно решить, существуют коррупционные связи. Горожане возлагают большие надежды на нового мэра этого региона, который взял на себя задачу наведения порядка, однако сделать это непросто. Ведь Архангельская область по площади в два раза больше Беларуси…

-А родственники оттуда в Узде были?

-Были, и не раз, моя сестра, тетя, которой 78 лет. Я познакомила их со столицей Беларуси (они посетили Национальную библиотеку, ботанический сад, новые кварталы в историческом центре Минска), Миром, Несвижем и другими известными местами страны. Гости также в восторге от нашей Узды. Они поражены: в таком маленьком городке, с населением в десять тысяч человек, есть такой великолепный Дом культуры, фонтан, богатый экспонатами музей. Я устпроила тетю в санаторий «Подельники», она отдыхала, а когда узнала, сколько все это стоит, не скрывала своей радости — у нас на родине подобный комфорт обошелся бы в разы дороже. Гости хвалят нашего Батьку за то, что он не дал стране прийти в упадок, поддерживает чистоту и порядок на протяжении стольких лет.

-Чем может удивить архангельская земля белорусского туриста?

-И там много интересного. Всего в трех километрах от нашей деревни находится центр деревянного зодчества, где сохранились постройки, характерные для севера России. А наши бабушки и умелая молодежь пекут козули (это северные пряники), печенье, торты и другую выпечку в национальном колорите. Много интересного можно увидеть в краеведческом музее и архитектурном облике Архангельска.

-Напомните жителям района о вашей работе в Узденском районе.

-Я уже несколько лет на пенсии, но многие помнят меня по работе в системе социального обеспечения. Сюда я перешла в 1985 году из бухгалтерии райпотребсоюза. Работала инспектором по бытовому обслуживанию льготной категории граждан (только ветеранов войны было около полутысячи), затем заведующей сектором материально-бытовых отношений. Оказывали помощь семьям ветеранов войны, погибшим, узникам концлагерей, одиноким пожилым гражданам и жертвам аварии на Чернобыльской АЭС. А это и встречи с людьми, и осмотр условий их проживания, и организация санаторно-курортных путевок, иной помощи, и просто неформальные беседы. Было приятно слышать слова благодарности от старушек за отремонтированный за счет государства забор, замененную электропроводку, печь, материальную и моральную поддержку.

перед выступлением

И на пенсии принимаю участие в общественной жизни, в составе районной ветеранской организации — проводим субботники по благоустройству города, патриотические мероприятия, пропагандируем наши духовные ценности. И в День единения народов Беларуси и России будет о чем поговорить с единомышленниками.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59