Современные Зеньковичи-благоустроенный населенный пункт с развитой инфраструктурой
В ХІХ-начале ХХ века Зеньковичи известны как село Узденской волости Игуменского уезда. В 1864 году здесь было открыто народное училище, которое через 9 лет перевели в Слободу-Пырашево. По сведениям из книги «Память «Узденский район», в те времена в Зеньковичах было 139 дворов, 795 жителей (на 1 января 2019 года – 269 дворов, 648 жителей, из которых 102 несовершеннолетних, 409 – трудоспособного возраста).
-«Милая, родная, дорогая моя деревня Зеньковичи! Ты навсегда останешься в памяти каждого, чье детство и жизнь прошли на твоих ржаных полях, широких сенокосах, в густых лесах, на берегу журчащей Уздянки». Возможно, именно так я начала бы писать письмо, посвящение малой родине, любимым, неповторимым по своей красоте, милым сердцу Зеньковичам – вечной прописке моего детства, где сейчас живут мои дети и делают первые шаги внуки, – поделилась мыслями библиотекарь Зеньковичской библиотеки Галина Ивановна Остроух. — Кстати, название агрогородка (деревня получила этот статус в 2006 году) происходит от фамилии Зенько, Зеньков. В письменных источниках деревня упоминается с XVIII века, хотя люди жили здесь с древних времен, о чем свидетельствует археологический памятник – курганный могильник, что в пяти километрах к северу от деревни, в лесу, возле урочища Подручье. Он имеет три насыпи — «бурты» высотой 1-2,5 метра. Был открыт в 1977 году. Через два года исследован белорусским археологом кандидатом исторических наук Леонидом Колядинским.
-В прошлом Зеньковичи были значительно меньше: только одна улица и «застенок». Существует предание об их образовании. В давние времена у горожан сдыхало животное, и не было от этого спасения. Они решили перенести деревню на новое место, что и сделали. Так образовалась главная улица населенного пункта и «застенок», – продолжает разговор Галина Ивановна. — Кстати, пана в Зеньковичах не было. Деревня принадлежала казне, но от этого жизнь крестьян не была лучше. На холме возвышалась церковь, неподалеку находился дом с большим садом, в котором жила семья настоятеля храма. Часть реки возле усадьбы батюшки принадлежала также ему, поэтому купаться, ловить рыбу здесь было нельзя. На юг, за деревней, в направлении Узды, тянулся густой заболоченный лес. В 1914 году он был вырублен и вывезен в Германию. Старожилы рассказывали, что некоторое время о нем напоминали лишь небольшие островки, которые в народе называли «кустиками». Деревню на ночь закрывали воротами. А за ней, на выгоне, стояло несколько домов, люди жили «уголком». Они не имели ни пяди земли, поэтому жили из того, что работали на барина из Жирмон или у более богатых сельчан. За выгоном стояла корчма.
Если же случались неурожаи или посевы сбивал град, надеяться на государственную казну крестьяне не могли. Поэтому на окраине деревни толокой они построили кирпичный амбар, в который каждая семья ежегодно ссыпала определенную меру зерен. Когда с человеком происходила беда, ему отпускалось зерно из этого общественного хранилища.
Галине Остроух посчастливилось беседовать с земляками, родившимися до революции. Их воспоминания записаны в «летописи деревни Зеньковичи», создавая которую сотрудники библиотеки собирали по крупицам необходимый материал в течение нескольких лет. Они дают представление, как жили сельчане раньше.
По воспоминаниям Матруны Николаевны Толстой:
«Зеньковичи были казенной деревней, людям приходилось ходить на заработки к барину в Жирмоны. Жилось очень тяжело. Мать была при дворе у барина, отец работал конюхом на барской конюшне. Пан Бубновский был очень злым человеком, кричал на батраков из-за всякой мелочи. Когда мне было 9 лет, я ходила на работу, потому что семья была бедная: ни своей земли, ни коровы, ни свиней. На барских полях сельчане жали рожь, копали картошку, за что получали мизер. Когда мне было 11 лет, зимой, в морозы и стужу, ходила на Уздянку молотить рожь, перебирать картошку. Работала и у зажиточных сельчан: сеяла лен. Родительская избушка была низкая, крытая соломой, два окошка, и те узенькие, что щели. Вместо пола-земля. Совсем другой стала жизнь после Октябрьской революции. Пана и его поклонников выслали, а люди вздохнули с облегчением», – читает воспоминания Галина Ивановна. — Кстати, до 1917 года на территории современного сельхозпредприятия «Узденский» было два имения – Жирмоны и Уздянка, хозяева которых владели 1240 гектарами сельхозугодий. В Зеньковичах было и шесть кулацких подворий общей площадью 130 га. Местной церкви принадлежало 26 га. А крестьяне имели только по два-три гектара неудобицы, поэтому многие, разорившись, вынуждены были искать лучшей доли. После революции земли имений конфисковали и раздали бедным крестьянам. В Зеньковичах, как и в Борках, Чурилове, были образованы советы, которыми из Узды управлял волостной ревком. Однако польская интервенция, гражданская война затронули и наш населенный пункт. Только в 1921 году сельчане начали восстанавливать разрушенное хозяйство. На помощь жителям Зеньковичей был направлен Ленинградский рабочий-двадцатипятитысячник Петр Алексеевич Липай. Он стал первым председателем колхоза «Искра коллективизации», в который вошло 15 хозяйств. Среди первых колхозников были четыре семьи братьев Лапицких, Павел и Лявон Колас, Петр, Иван и Александр Липаи, Игнат Шемет, Юлиан Чикун, Михаил Толстый.
С 1924 года Зенькавичи стали центром сельского Совета. После революции здесь действовала начальная школа, в которой в 1924/25 учебном году 85 детей учили два преподавателя. (Сегодня в Зеньковичской школе-саду 80 посетителей, из них базовое образование получают 50 учеников, дошкольное воспитание на базе детского сада – 30 детей; коллектив школы-сада – 30 человек, из них 15 – педагоги).
Когда началась Великая Отечественная война, многие сельчане ушли на фронт, в партизанские отряды. Не все вернулись домой. Возле административного здания сельхозпредприятия в 1975 году установлен памятник в память 96 односельчанам, которые погибли в годы войны. На местном кладбище находится братская могила, в которой похоронены 14 воинов и партизан. В 1965 году на ней поставили обелиск.
Много пришлось пережить землякам во время войны. Наша деревня находилась в зоне действия отряда имени Котовского бригады Ворошилова. Старожилы рассказывали, что на улице Центральной были немецкие склады с оружием. Когда гитлеровцы жгли Зеньковичи в марте 1944 года, очень сильно полыхало-так, что выгорела половина деревни – рассказывает Елена Николаевна Умрейко. — После войны появились новые улицы, старые названия некоторых заменили. Так, раньше улицу Молодежную называли Прифермовской, Школьную – Поповщиной, а место, где сегодня находится школа, стадион – Церквушка. В доме, где жила семья настоятеля храма, раньше была школа, которую посещала моя старшая сестра Зоя. В те годы речка Уздянка была большой, не то что сейчас. В паводок она широко разливалась, затапливала поля. На ней мой прадед Яков когда-то плоты гонял. За нашим огородом стояла мельница, сваи которой еще долго торчали из воды, запруда была. А потом все перекопали, русла реки выровняли…
Много времени прошло с тех пор, но помнит Елена Николаевна, как тяжело было родителям.
Наше сельхозпредприятие образовалось в 1960 году путем объединения четырех колхозов, которые действовали в Чурилове, Зеньковичах, Борках, Жирмонах. В 1965 году получили название «Узденский». Директором был Борис Юрьевич Гнаинский – вспоминает собеседница. — В начале 1980-х хозяйство возглавил Владимир Павлович Голиков, после-Константин Константинович Хамицевич. При нем произошли значительные перемены в Зеньковичах: за 10 лет возвели 29 жилых домов, из них 10 двухэтажных, 19 одноквартирных. Все центральные улицы заасфальтировали, положили водопровод, установили колонки, провели газификацию. И сейчас активно ведется строительство. В новые дома заселяются молодые семьи с детками, которые, думается, будут посещать детский сад, школу.
За годы существования Зеньковичская школа-сад превратилась в современный учебный комплекс: технически оборудованные классы, спортивный зал и стадион, мастерская. В прошлом году отремонтировали спортивные раздевалки с душевыми кабинками, туалетами, в этом году – складские помещения пищеблока.
На сегодня в детском саду все отведенные для этого учреждения места заняты, а вот в первый класс школы пришло только шесть учеников. Безусловно, хотелось бы, чтобы детишек было больше. Рядом же Узда, многие наши потенциальные ученики ходят в городские школы,-отметила директор школы-сада Дарья Бабейкина. — Такой выбор родители объясняют тем, что в нашем учреждении можно получить только базовое образование.
Но как можно с уверенностью говорить, что ребенок будет заканчивать только 11 классов? За 9 лет обучения планы могут измениться. Учителя уделяют внимание каждому ученику, так как считают, что каждый из них талантлив по-своему, только нужно увидеть это, помочь раскрыться, поддержать. Недаром зеньковичские ребята-неизменные участники районных, областных мероприятий, конкурсов, олимпиад. Их победы-это награда и для учителей.
Первые впечатления от населенного пункта, когда мы с мужем после его распределения приехали сюда, были самые приятные. Особенно понравилось то, что в агрогородке есть детский сад и школа, которые по своей материально-технической базе не уступают городским, – сообщила главный экономист сельхозпредприятия Людмила Сущеня. — Да и места вокруг красивые, свежий воздух, спокойная размеренная жизнь. Для меня лучше жить в частном доме в пригороде (а Зеньковичи таковыми и являются), чем в квартире в городе. Мы не чувствуем, что живем в сельском населенном пункте. Минск недалеко, до райцентра и того ближе. Часто семьей бываем в Узде, чтобы погулять на детских площадках, посидеть возле фонтана на бульваре, посмотреть новинки в кинотеатре, просто пройтись по улицам. С удовольствием посещаем районные праздничные торжества, концерты во Дворце культуры. И каждый раз после городской суеты и шума с радостью возвращаемся в Зеньковичи, которые за это время стали такими родными!
Наталья КЛИМОВИЧ
Сергей ШАРАЙ (фото)