Без рубрики Общество

У кого, согласно проекту новой Конституции, будет больше власти?

Согласно проекту новой Конституции, полномочия у Президента будут урезаны в пользу правительства и парламента, основная часть полномочий, ранее принадлежавших Президенту, перейдет к Всебелорусскому народному собранию.

В первую очередь бросается в глаза, что для делегатов Всебелорусского народного собрания установлен срок полномочий в пять лет. Но останется ли делегатом Собрания представитель законодательной, исполнительной и судебной власти, если он в период полномочий ВНС будет отправлен в отставку или покинет свою должность по иным причинам? Например, если депутат Палаты представителей или местного Совета будет отозван?

Всебелорусское народное собрание будет предлагать проведение республиканских референдумов, а также изменения и дополнения в Конституцию. Президент будет только назначать даты референдумов, потому что проект предусматривает единый день голосования по выборам депутатов всех уровней.

Новый орган власти (Всебелорусское народное собрание) будет иметь и совершенно новое полномочие — рассмотрение вопроса о легитимности выборов Президента. Также ВНС назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы, а также распускает верхнюю и нижнюю палаты Национального собрания. Президент образует, распускает Администрацию Президента, назначает генерального прокурора, председателя комитета государственного контроля, председателя и членов правления Национального банка.

Всебелорусское народное собрание также будет назначать председателя и членов Центральной избирательной комиссии, а Президент назначать премьер-министра, его заместителей и других членов правительства.

Избирать председателя и судей Конституционного и Верховного судов также будет Всебелорусское народное собрание. Президент будет назначать судей судов общей юрисдикции.

Всебелорусское народное собрание также будет обладать правом давать обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. С точки зрения теории разделения властей это не совсем верно. Какой смысл тогда разграничивать полномочия Президента и Всебелорусского Народного собрания, если все решения будут замыкаться на одном органе, тем более, непостоянно действующем (ВНС планируется собирать в полном составе раз в год).

Президент исполняет свои обязанности постоянно и имеет возможность реагировать на ситуацию молниеносно, а Собрание необходимо в полном составе созвать, что серьезно повлияет на оперативность принятия важных решений. Поэтому, будет целесообразно наделить Президиум ВНС полномочиями, касающимися оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию ВНС, и прописать их в тексте Конституции отдельной статьей с перечнем конкретных вопросов. Например, принятие решения о введении чрезвычайного или военного положения и, возможно, других не терпящих отлагательств.

Президент будет формировать и возглавлять Совет безопасности. Решения Всебелорусского народного собрания могут отменять правовые акты, решения государственных органов и должностных лиц, которые собрание посчитает противоречащими интересам национальной безопасности, кроме решений судебных органов. У Президента останется право отменять только акты правительства.

Так же в проекте Конституции есть очень интересный пункт, согласно которому Президент не может занимать другие должности. Означает ли это, что он не может входить в президиум Всебелорусского народного собрания? Это как раз и не поясняется. Но в переходных положениях прямо сказано, что Президент может занять место председателя Всебелорусского народного собрания в момент вступления в силу изменений.

Автор статьи: Александр Черный

Источник: МЛЫН.BY