ВНС получит намного больше полномочий, чем Президент страны
У Президента забирают право издавать декреты, имеющие силы законов, а также ряд других полномочий, например, назначение и освобождение от должностей судей и председателей Конституционного и Верховного судов, назначение и освобождение от должности председателя комитета госконтроля. Это очень сильно ограничивает власть Президента по сравнению с действующей Конституцией, что, мне кажется, в нынешней ситуации не совсем оправданно.
На данный момент существенным минусом проекта Конституции является то, что в нем не предусмотрено никакой структуры или механизма, которые могли бы контролировать обоснованность и правомерность решений Всебелорусского народного собрания. В этом, к сожалению, есть определенный риск. Например, для того, чтобы сместить с должности Президента, Всебелорусскому народному собранию нужно будет получить заключение Конституционного суда о систематических грубых нарушениях Конституции. Но как раз Конституционный суд (его персональный состав) и формируется Всебелорусским народным собранием. Где гарантия, что оно не будет злоупотреблять своими полномочиями?
Мне кажется, что также было бы целесообразно прописать в Конституции механизм формирования самого Всебелорусского народного собрания, а не принять отдельный закон в течение года, как это предлагается в проекте сейчас.
Тем более, хотя Всебелорусскому народному собранию посвящена в проекте целая глава, о нем на самом деле известно немного. Понятно, что в его состав должны входить действующие и бывшие президенты. Что касается должностных лиц, то это не определенные в документе представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также избранные представители местных Советов депутатов и представители гражданского общества. Неплохо было бы конкретно прописать, какие именно должностные лица законодательной, исполнительной и судебной власти будут заседать во Всебелорусском народном собрании.
Пока не прописано, сколько людей будет работать в президиуме органа с новыми полномочиями (ВНС).
Не ясно из текста проекта, сможет ли Президент, прекративший исполнение своих полномочий, быть избранным Председателем Совета Республики, — на должность, статус которой стал выше, чем в действующей Конституции.
Это первое, о чем мне, рядовому избирателю, не специалисту по конституционному праву и даже не юристу, нашлось время продумать и порассуждать.
Автор статьи: Александр Черный
Автор фото: архив БЕЛТА