Как Николай Цыбульский встретил победу в Берлине
Когда началась Великая Отечественная война, брат моей мамы Николай Цыбульский добровольцем ушел на фронт. Служил он связистом в 803-м артиллерийском полку. Не раз приходилось бывать в самых горячих точках: бои при обороне Москвы, Ленинграда (здесь он получил легкое ранение), Курская дуга (тяжелое ранение), а завершил свой боевой путь в Берлине, оставил подпись на Рейхстаге. Награжден Николай Константинович медалями «За боевые заслуги”, «За отвагу», другими наградами.
Месяцами ждали родственники от его весточек, не знали, жив ли он. Мама даже к гадалке ходила в надежде, что та что-нибудь скажет о его судьбе. И только в 1946 году получили от воина два письма с фотографиями. В это время он все еще служил в Берлине. Один снимок был сделан в самом центре бывшего Третьего рейха, где когда-то жила фашистская верхушка. С обратной стороны фото надпись: «На долгую память сестре Оле от брата Коли. 30.04.46 г. Германия. Фотографировался 25.04.в Берлине, р-н Митте, Инзельштрассе”. На втором фото Николай запечатлен вместе с двоюродным братом Григорием Жилкой, с которым встретился в Берлине. И подпись-обращение к сестре Ольге: «Храни эту фотокарточку как память о нашей Великой Победе над Германией, что наша встреча состоялась именно в Берлине».
После демобилизации М. Цыбульский вернулся в родную деревню Могильно. Тяжелые ранения и нелегкая послевоенная жизнь привели к заболеванию туберкулезом открытой формы: кашлял кровью, температура была выше 40. родственники думали, что не выкарабкается. Долгое время лежал в Вилейской больнице. А мама в это время работала учительницей в деревне Ижа, в 20 километрах от Вилейки. Автобусы не ходили, чтобы навестить брата, добиралась где пешком, где — на телеге, где – на попутной машине. Из еды приносила вареную картошку или винегрет. Однажды зимой брат попросил яблок. У мамы не было денег их купить, и она впоследствии всю жизнь корила себя за то, что не смогла выполнить его просьбу. При встрече в больнице не сдерживала слез.
Олечка, не плачь. Я выздоровею! — убеждал Николай сестру.
К счастью, у родственников деда был знакомый в Америке, который, как и многие белорусы, в 30-е годы поехал на заработки в Аргентину, затем перебрался в США. Написали ему о болезни Николая, и тот переслал посылку с пенициллином. После курса лечения этим препаратом здоровье дяди пошло на поправку.
А вот мама, возможно, после нелегких дорог к брату в больницу, тоже начала кашлять. Долго тот кашель не проходил, думала, что у нее тоже туберкулез. Направили на рентген, еле шла, ноги не хотели подниматься по лестнице на второй этаж. А когда доктор не подтвердил такой диагноз, вниз по той же лестнице бежала, перепрыгивая через ступеньки.
Дядя Коля долечивался дома медом с алоэ. Завел пчел, сам мед употреблял и другим помогал. Взяли его на работу в школу делопроизводителем, вел уроки труда. Его умелыми руками сделаны многие предметы мебели в доме. С женой, тетей Лидой, вырастили двух сыновей и дочь. Умер Николай Константинович в 1975 году.
Говорят, человек живет до тех пор, пока живет память о нем. Мы будем вечно помнить о Николае Цыбульском и всех героях войны.
Людмила КАСЯК, г. Минск