Жизнь социального работника из Узды: как поддержка и забота меняют судьбы людей

Социальный работник – это профессия или призвание? Такой, казалось бы, несложный вопрос задаю себе всякий раз, когда моими собеседниками при подготовке очередного материала становятся люди этой специальности.
Бывая вместе с героями публикаций в домах или квартирах простых граждан, которые пользуются услугами соцработника на дому, в очередной раз убеждаюсь, что здесь без призвания не обойтись. То, что делают эти люди, и работой не назовешь. Это что-то большее: бесценная помощь, в которой рано или поздно нуждается каждый человек. И в непростые жизненные времена соцработники поддерживают своих подопечных, помогают им решать многочисленные проблемы.

Пять лет социальным работником в городе работает Марина Антипенко. За время нашего общения Марина Михайловна только подтвердила мою мысль о том, что соцработник – профессия нужная и почетная, ведь без социальной защиты не может быть настоящего социального государства.
– Современный мир развивается стремительно, и наша жизнь становится все комфортнее и легче: на помощь человеку в повседневных делах приходят всевозможные гаджеты. Но даже последние изобретения технического прогресса не заменят того, в чем каждый из нас, маленький или взрослый, нуждается постоянно, потому что такова душевная организация человека: ему необходимы общение, понимание, участие и помощь, – подчеркивает собеседница.
– Марина Михайловна, расскажите, как вы попали в эту сферу?
– У меня заканчивался декрет, и я искала работу, которая бы подходила мне по графику, чтоб выходные были как выходные. Все-таки и детей нужно смотреть: школа, сад, кружки. Посменный график меня уже не устраивал.
– А кто вы профессии?
– Не поверите – маляр-штукатур. А с появлением детей я стала всерьез задумываться о смене работы.
– Возможно, не очень скромный вопрос: а сколько у вас детей?
– Я многодетная мама. (Улыбается.) Детей у меня четверо. Старшей дочери – 14 лет, а самому младшему ребенку – четыре годика.
– И все-таки, почему именно профессия соцработника?
– Я ее для себя открыла совершенно случайно. У моей подруги серьезно заболел муж. Она и за ним ухаживала, и детей смотрела, и работала. А потом к ним стал ходить соцработник, помогать. Это было большой поддержкой для родных. Я тогда подумала, насколько гуманная эта профессия и нужная. И вот, когда подходил к концу декрет, стала искать работу. Как оказалось, вакантных мест соцработника в Узде нет. Нет так нет – решила, найду другую. И вдруг мне знакомая говорит, что слышала, что освободилось место. Я, долго не думая, поехала в центр. Побеседовала с Натальей Александровной, и меня взяли. И вот уже пять лет я помогаю своим бабушкам и дедушкам.
– И сколько их у вас?
– Десять человек. Все разные, со своими характерами и пожеланиями. Но я со всеми нашла общий язык. Они для меня словно родные люди, с которыми хочется делиться новостями, радоваться жизни и наполнять каждый день новыми эмоциями.
– Марина Михайловна, а если вспомнить первые дни работы, волнение было?
– Конечно. Переживала, справлюсь ли, все ли у меня получится. Я же понимала, что работа с людьми – это очень ответственно. Здесь же дело не только в симпатии. Важно абсолютно все: от сказанного тобой слова до того, как ты справляешься со своими обязанностями.
– Наверное, помогает опыт мамы, которая дома справляется с четырьмя детьми? На работе так же?
– Да, что-то общее есть. Не скажу, что мои подопечные как дети, но и им нужны внимание, забота и порой даже опека. В семье и на работе руководствуюсь одним простым правилом: «Не нервничаем, все решим».
– А почему именно так?
– Да чтобы не было паники, лишнего волнения. А бабули и дедули очень часто паникуют. Например, из-за таблеток. «Ой, всего три или пять штук осталось, а рецепт не выписан. Ай-ай-ай!» Зачем нервничать и поднимать себе давление, это же решаемо. Мы этот период прошли успешно. Научились слышать и слушать друг друга. Вот и недавно был случай. Одна из моих бабушек приболела. Я говорю ей, что надо лечь в больницу, подлечиться. Она сразу не горела желанием, но сдалась. Так как убедилась, что лекарства, которые принимала дома, эффекта не дали. Пробыла в больнице две недели. Ей капельницы ставили, она прошла курс лечения. И бабущке стало намного легче. После выписки она призналась: «Как хорошо, что я тебя послушалась».
– Но вы же навещали ее в больнице?
– А как же! Я как раз рядом живу. Забегала. Ей было приятно. Она меня встречала как родную.
– Работа у вас довольно активная, нужно быть быстрой и мобильной.
– Здесь мне помощница – машина. Это большое дело, когда сама за рулем. Машина уже не единожды выручала. У меня есть бабушка Светлана Максимовна Карницкая. Она захотела закупиться к Новому году. Там целый список продуктов был. Я предложила ей съездить в «Евроопт» и самой выбрать, что нужно. Она заволновалась – боялась не справиться. Я успокоила, сказала, что буду рядом с ней в магазине. Светлана Максимовна согласилась, и мы поехали. Сколько радости было в ее глазах! Бабушка сама купила, что хотела. Она же никуда дальше квартиры не ходила. Не дошла бы просто до магазина, а еще и обратно – с сумками. Теперь шутливо интересуюсь у нее, куда поедем в следующий раз.
– Марина Михайловна, а как построен график работы, чтобы охватить всех своих подопечных? Ведь к кому-то достаточно прийти два раза, а к другому нужно каждый день заглядывать…
– Я в свое рабочее время укладываюсь. У меня есть одна бабушка, к которой хожу каждый день. Двух человек навещаю три раза в неделю. Остальных – два раза в неделю.
– А какую помощь оказываете?
– Лекарства купить, убраться в доме или квартире, приготовить поесть. Одна бабушка у меня любит читать. Поэтому часто захожу в библиотеку за книгами для нее. А еще все мои подопечные любят поговорить.

– И о чем беседуете?
– Темы самые разные. Они вспоминают свою жизнь, рассказывают разные истории. Говорим о насущных делах. Так, перед Новым годом я захотела им настроение праздничное создать. Подоставали гирлянды, украшения… Уверена, у меня получилось их приободрить. Об этом говорили их глаза и улыбки. А еще я всем сделала небольшие подарочки. Да, своих бабушек и дедушек держу в тонусе, чтоб эмоции были только положительные.
– Когда готовите, учитываете пожелания своих подопечных?
– Есть такое. Омар Мустафович, а ему за восемьдесят, например, часто просит приготовить блинчики. Пеку. Постоянно готовлю супы, любит он драники. Когда ухожу на выходные, то меню готовлю с расчетом и полное, как говорится, первое, второе и компот. Всегда переживаю, чтобы вкусно было.

– Кто-то из ваших подопечных живет в доме, кто-то – в квартире. Чувствуется разница в объемах помощи?
– Для меня нет разницы. Я ее не ощущаю. Я все делаю постепенно. Главное – поддерживать чистоту в доме.
– Скажите, а как вас называют ваши бабушки и дедушки?
– «Мариночка, зайчик мой…» А Омар Мустафович, обращаясь ко мне, всегда говорит: «Дорогая моя…»
– И как родные относятся к вашей работе?
– Хорошо. Старшая дочка даже просится со мной, ей тоже хочется помогать людям.
– Привлекали ее?
– Как-то она со мной ходила пару раз, продукты помогала из магазина нести. А так дети же в школе, пусть учатся. Супруг тоже с пониманием относится к моей работе. Если где-то что-то нужно сделать, подключается. И сам постоянно спрашивает: мол, может, его мужская помощь нужна.
– Скажите, что самое главное для соцработника?
– Найти взаимопонимание с теми, кому ты помогаешь.
– Ваши пожелания коллегам накануне профессионального праздника?
– Здоровья, терпения, сил и благополучия.
Рекомендуем





