Оккупация Озера: личные истории, которые нельзя забывать

Великая Отечественная война не обошла стороной агрогородок Озеро (в военные годы – деревню).
О том, каким был этот страшный отрезок в жизни людей, – в воспоминаниях участников и свидетелей боевых действий, записанными сотрудниками местной школы.
Ольга Фёдоровна Сорокина:
«Все планы перечеркнула война. На второй день от начала войны немецкие самолёты бомбили аэродром в Озере, горели самолёты, было много раненых, были убитые. Требовалась медицинская помощь. Прибыла в больницу, схватила всё необходимое, побежала на аэродром. Там было настоящее пекло. Перевязала раненых. Немецкие самолёты летали низко, расстреливали из пулемётов летчиков, обслугу аэродрома. Люди прятались в поле около Сороковщины, рядом с аэродромом оно было, поэтому самолёты кружили над полем и стреляли по ним. Было страшно. Потом собралась группа человек 20, убитых похоронили на аэродроме (после войны перезахоронение было), пошли в лес. Шли целую ночь, голодные, медсестра была только я. Еду просили у людей, шли куда-то… Потом мне сказал полковник (не знаю фамилии): «Нам нужно идти, а ты возвращайся домой, пока близко…».
Любовь Францевна Быцавицкая (Малашко):
«В годы войны наша деревня была оккупирована немцами. Немецкий гарнизон располагался на территории школы. В помещении клуба немцы сделали свой клуб. Продукты питания немцы хранили в погребе под домом. Я вместе с односельчанами ходила на эту территорию складывать дрова.
Деревня Озеро в годы войны представляла собой улицу Центральную, несколько домов улицы Первомайской, улица Дзержинская, улица Садовая. Немцы разбили засаду на партизан в конце улицы Садовой. Партизаны являлись в деревню из леса Сороковщины. У моих родителей был выработан для партизан условный сигнал. У них была собака, которая, когда приходили немцы, кидался «в погреб» и не лаял на улице. Партизаны, подходя к деревне, слышали: если собака не лает, значит, есть засада, а если лает – значит, засады нет. Был такой случай, когда отец не успел спрятать собаку и пришли немцы. Вся семья сидела как на иголках. Но партизаны в тот день не явились…».
Рекомендуем


