Продолжается восстановление родового поместья белорусского Теслы — ученого-естествоиспытателя Якуба Наркевича-Иодко

Используя возможности чуть ли не последнего в этом году воскресенья с теплой погодой, решил в конце августа еще раз посетить бывшую усадьбу Якуба Наркевича-Йодко в Наднемане. Чтобы посмотреть, что здесь сделано за последние месяцы, чтобы убедиться, что еще теплится жизнь в местах, куда свыше века назад наведывались известные люди из разных уголков Европы. Чтобы оставить в душе надежду на то, что, несмотря на многие экономические и политические проблемы, есть будущее у объекта, который мог бы при должной поддержке, финансировании стать гордостью не только Узденского района…
С 2015 года ведутся в Наднемане реставрационные, консервационные работы. В основном за средства благотворительного фонда развития науки, инновационных технологий и культуры имени профессора Е. Наркевича-Йодки, которые очень ограничены. И те, кто не был здесь лет десять, могут порадоваться: кое-что делается, сейчас не только кучи строительного щебня на месте поместья, бывших хозяйственных построек встречают посетителей. Местных жителей и приезжих туристов встречают отреставрированные въездные ворота, приведенное в порядок бывшее здание Каретной, бровар, поддерживается порядок на месте семейного сохранения рода Наркевичей. Оптимисты, глядя на это, тешат себя надеждой: хоть по чайной ложке в день, но дело движется, тот же Мирский замок при общегосударственной поддержке и международном значении восстанавливается уже вот полвека…

Обходим вокруг бывшего поместья. Радуют глаз леса с нескольких сторон когда-то величественного здания. На месте остатков стен, обозначенных “автографами” вандалов ХХ-ХХІ веков, появляется укладка из красного кирпича, красивые оконные арки, дверные проемы. Такое дело лишь бы кому не доверишь, работают мастера-реставраторы с самой высокой квалификацией. В то воскресенье неспешно выполняли работы трое мужчин. «Откуда?»- спросил. «Издалека!»- отвечают… кирпичик за кирпичиком восстанавливается величие здания, и хотелось бы, чтобы больше мы говорили о реставрации, а не консервации…

Ждут своего часа отдельные планы по восстановлению бывшей оранжереи, конюшен, других хозяйственных построек. Пока же остатки этих построек теряются меж старых деревьев (некоторым из них за 100-150 лет!), кустарников, зарослей крапивы. Ничего страшного, лишь бы дальше не разрушались, не уничтожались. Придет время и здесь навести порядок. Хочется верить, что если не через год-три, не через пять-десять, а пусть и через двадцать-тридцать встретит гостей в прежнем виде и само имение, и музей-лаборатория ученого, и научно-образовательный центр, и йодковский парк-красавец европейского уровня.
… Группа подростков с фотоаппаратами неспешно обходят территорию усадьбы, заглядывая даже в опасные остатки кладок. Представители сразу трех поколений (бабушка, мать, внучка) остановились возле лиственницы и пытаются определить, сколько же ей лет, застало ли дерево самого Наркевича-Йодко. Еще одна группка посетителей пытается с помощью знака-указателя отыскать дорогу от усадьбы до родового кладбища. Люди интересуются своим (нашим!) прошлым, значит, у него есть и будущее.
Текст и фото Виктора Соболевского
Рекомендуем


