50 лет спустя: как живут выпускники Неманской школы 1976 года
Пятьдесят лет назад Анатолий Сорочинский и Александр Тумилович окончили школу. Нет уже здания этой школы, из 11 учеников, поступивших в первый класс, в живых осталось немного, но память все чаще возвращает мужчин к тем беззаботным школьным дням. Анатолий Леонидович и Александр Ярославович накануне встречи выпускников посетили сельскую библиотеку с выпускными альбомами за восьмой и десятый классы и множеством воспоминаний.
Краткая биографическая справка

Анатолий Сорочинский родился в Могильно в 1959 году в семье агронома (позже его отец работал в строительно-дорожных организациях) и медика. Окончил школу, отслужил в армии и вернулся в родную деревню. 11 лет работал водителем в колхозе «Неман», 26 лет крановщиком, а последние почти 20 лет — лесником. С 1981 года живет с женой Тамарой Александровной (сейчас она работает в сельской библиотеке) в доме на Садовой улице, вырастили двух дочерей, имеют троих внуков.

Александр Тумилович на 11 месяцев старше одноклассника, и его родители имеют местные корни. Он также служил в армии, работал водителем в колхозе и в лесном хозяйстве. И там, и там был одним из лучших, получая благодарственные письма и грамоты от руководства. С женой Ниной Адамовной (сегодня она работает в бухгалтерии колхоза) у него есть дочь и внук.
Чем запомнились первые дни пребывания в школе
— Меня часто хвалил учитель, потому что из моих одноклассников (трех девочек и восьми мальчиков) я хорошо читал, — рассказывает А. Сорочинский. — В то время в деревне не было детского сада, мама учила меня дома, привила любовь к чтению. Я знал наизусть почти все «Роднае слова», с этой книгой мои одноклассники познакомились только во второй половине учебного года. Другие предметы тоже давались легко. Наша первая учительница, Нина Козич, была отличным педагогом, её муж Александр Иванович возглавлял педагогический коллектив. После его смерти директором школы стал Иосиф Жагалкович. Но были у меня и «слабые места». Долго помнилась жирная, почти на три клетки в дневнике, единица по чистописанию…


— В целом, класс был интересным, — добавляет А. Тумилович. — Толя Савченко позже стал строителем, работал и шофёром. Витя Липай из Головачей работал ветврачом, Вася Ельницкий из Замостья — строителем. Лена Жилковская и Серёжа Ничипорович остались в Минске. Тома Афонечкина добиралась в школу из Лунино. Некоторые приходили пешком из отдаленных деревень, иных подвозил колхоз, немногие зимовали на квартирах… А из моих неприятных воспоминаний хорошим уроком на будущее стала запись в дневнике о том, что в третьем классе меня поймали с сигаретой…
Незабываемые годы

—С пятого класса стало интереснее. В классе стало 30 учеников. К нам присоединились мальчики и девочки из Явищей, Ершей, Язвин, где были начальные школы. А в девятом классе – 43, пополнили нашу школу выпускники Костешовской восьмилетки. Нас разделили на классы А и Б, но мы встречались на переменах, во время переходов из класса в класс (внедрялась кабинетная система обучения). В пятом классе нашим классным руководителем был Адам Петрашевский, математик. Появилось много новых предметов, и мы с удовольствием посещали уроки филологов Нины Ус, Валентины Десюкевич, Зои Манжулиной, химии — Людмилы Цыбульской, географии — Ромти Фурмановой…
— А сколько было интересных внеклассных мероприятий! К каждому празднику, и не только, организовывались тематические утренники, вечера, концерты. Ученики и выпускники школы с радостью приходили на вечера отдыха, когда там играл наш собственный вокально-инструментальный ансамбль! Это ведь не танцы под пластинки. Коля Михалкевич организовал группу друзей, сам виртуозно играл на гитаре, и мы часами танцевали под живую музыку, современные мелодии. Крутыми гитаристами были Саша Десюкевич, Коля Дубицкий, Наташа Малиновская виртуозно играла на ионике, а Володя Пукач на ударных инструментах выдавал коленки не хуже, чем музыканты из групп, которые показывали по телевизору.
— А я помню спортивные соревнования. Между классами проводились соревнования по футболу, волейболу, хоккею. Профессиональных коньков было немного, в лучшем случае к валенкам привязывали веревками обычные «снегурочки», на лед замерзшего Немана выходили даже в керзовых сапогах. А лыжные гонки! В школе было штук двадцать пять пар лыж, не с ботинками, а с обычным креплением. Мы и этому радовались. Уроки физкультуры проходили во дворе школы, а иногда лыжники выезжали на луг к Неману. Зимы были долгие, снежные, не такие, как сейчас. За час так нарезвишься, что щеки краснели. Учитель физкультуры не жалел выдавать лыжи спортивным и дисциплинированным ребятам домой на выходные, а позже самые подготовленные защищали честь школы на межшкольных соревнованиях.
Были отличнки, и «проблемные»…
Я попросил своих собеседников озвучить несколько фактов, которых они тогда стыдились, а теперь согласились их огласить.
—Среди подростков всегда было достаточно курильщиков. Дымили в туалете, по заугольям. Их ловили, позорили в стенгазетах, вызывали родителей в школу, но и тогда, и сейчас не так просто отучить от этой вредной привычки. — А я помню, как на переменах играли в «копейку». Бросаешь монетку о дверь или твердую стену так, чтобы она отскочила на нужное расстояние. Иногда в азарте забываешь обо всем вокруг, порой даже в присутствии девочек или учителя, не замечая его приближения, не совсем литературными словами выражались.
— И в «зеленую школу» ходили. Ученики из отдаленных деревень, не жившие в общежитии или на квартире, добирались до школы в теплое время года на велосипедах, порой по дороге сворачивая в лес. Там были специально подготовлены шалаши или землянки. А мальчики из Могильно тихонько через огороды, болотце (на месте нынешней Садовой улицы было лишь несколько жилых домов) пробирались в лес или в кусты к реке. А одноклассники или ребята-односельчане рассказывали учителям заранее подготовленные легенды: мол, родители оставили друга дома пасти коров, выполнять иные домашние дела, или он вдруг заболел…
— Я не хотел возвращаться в школу после восьмого класса. В нашем межшкольном учебном комбинате научился водить трактор, хотя водительских прав еще не было, думал, что с таким багажом уже могу закончить учебу. Но учителя пришли к родителям, хорошенько меня отчитали, и пришлось вернуться в девятый класс.
— Почему-то в наше время выпускники не приходили на встречи выпускников так массово, как сейчас. Из почти пятидесяти одноклассников в первые годы приходило 5-10 человек, потом 2-3. После школы расстались, разъехались, создали свои семьи, у каждого свои заботы. А сейчас, 50 лет спустя, так приятно вернуться в те годы. Проходим мимо двора, где еще недавно стояло старое здание школы, и ностальгические воспоминания одолевают. Но прошлое не вернешь…