Галина Махнач: о том, почему стала учительницей математики
В старости особенно видно, добрый человек или злобный. Если его лицо излучает добро, дружелюбную улыбку, то и возрастные морщинки кажутся не такими глубокими. Они как-то по-личному придают пожилому человеку мудрости и уверенности. Если же наоборот, то угрюмый человек, что и говорить, в старости выглядит менее привлекательно. Словно в той знакомой песни про деревенский домик: «Старый дедушка с добрым лицом».
Как-то невольно все эти размышления пришли после знакомства с жительницей деревни Гурбаны, ветераном педагогического труда Галиной Кирилловной Махнач. Как только открыла дверь, приветливо улыбнулась и сказала: «Проходите в дом». Сразу повеяло теплом и нежностью.
И не удивительно, ведь в этот дом всегда охотно едут родные, среди которых пять внуков и 10 правнуков.
Все праздники, знаменательные даты и дни рождения отмечаем здесь, — говорит Кирилловна. — Менее двадцати человек у нас не бывает, весело, красиво.
Одной из таких дат был в этом году и 90-летний юбилей хозяйки.
Когда и как пролетели эти годы, удивляется и сама юбилярша. Кажется, только недавно приехала после Борисовского педагогического училища по распределению на Узденщину. Год отработала в Могильно, а после перебросили молодого математика в Калининск, где в те годы была восьмилетняя школа. На одном месте работало более 25 лет, пока действовала школа. После того как закрыли ее, перешла в Лошанскую, оттуда и на заслуженный отдых.
Очень любила свою работу, детей, — признается учительница. — Дома не появлялась, целыми днями в школе пропадала. Муж очень хороший был, понимал меня. Работал кузнецом, на нем были хлопоты и по домашнему хозяйству. Вместе растили своих детей. К сожалению, доченька уже ушла из жизни . Давно не стало и мужа. Однако мысленно они всегда со мной.
Своих родителей Галина Кирилловна не знает. Сама она из России, Вологодской области. До трех лет жила с бабушкой. Затем воспитывалась в детском доме. Сначала в дошкольном, после девочку перевели в другое учреждение для сирот, где она окончила семь классов. К учебе была способная. Много читала и очень хотела стать учительницей. Особенно нравилась ей математика и учитель, который ее преподавал: спокойный, рассудительный, авторитетный, он любил свой предмет и мог увлечь им учеников.
После семилетки способная девочка училась в педагогическом классе (были и такие), после — в училище. Педагогический институт закончила, когда уже самостоятельно работала в сельской школе.
Тогда еще советовали мне остановить свой выбор на русском языке и литературе, так как этим предметом я тоже увлекалась, однако выбрала все же математику, к которой тянуло больше. И за всю жизнь об этом никогда не пожалела, — признается ветеран труда.
А встреча со своими учениками и спустя годы не потеряла тех эмоций, которые дарила школа.
Наша Галина Кирилловна уважаемый в деревне да и по всему округу человек, она же нас всех учила, — такую характеристику довелось услышать сразу при въезде в деревню, уточняя у встречного человека, где находится дом ветерана педагогического труда. — Она и меня учила, и брата моего, хорошая учительница. Бывало и двойку у нее заработаешь, ведь с математикой я не особо дружила, но ведь она нам двоек не ставила.
- Почему?
Так мы живем по-соседски, — честно призналась Валентина Акулич, которая на деревенской улице пасла молодых курок. — Человеческая она женщина. Редко кому ставила в дневник плохую отметку, для нее важнее было научить нас решать те задачки, объяснить и вложить материал так, чтобы мы хоть немного и сами кумекали.
- Так, Может, зайдем вместе в дом к учительнице и вспомним те годы?
Во-первых, я не буду препятствовать вашему разговору и оставлять свой “пост”. А во-вторых, Кирилловна и сама в ясном уме и доброй памяти, все может рассказать без таких помощников, как я. Она еще много читает книг и газет, причем без очков.
Кстати, задолго до этой встречи в деревне Гурбаны пришлось поговорить с работником почтовой связи. Вспоминая своих учителей, она рассказывала и об уроках математики, на которые шли как на праздник, ведь любили и предмет, и учительницу. С теплотой говорила та женщина о Галине Кирилловне, благодаря которой полюбила цифры и связала свою судьбу с бухгалтерией.
А если и не специально кто выбрал этот предмет, то светлый образ учительницы тоже стал хорошим жизненным ориентиром.
- А не скучно ли сейчас на пенсии? — спрашиваем у Кирилловны.
Нет! Я всегда найду себе занятие. Умею вышивать и вязать. Есть и швейная машинка. Хоть и не швея, но для себя могу и сшить, если нужно — и убраться в доме, обед приготовить. На кухне уже, правда, меньше фантазии. Вкусненькими блюдами и гостинцами теперь балуют меня внучки, которые приезжают каждую неделю. Они и сын следят и за огородом. По-прежнему очень люблю читать художественную литературу и газеты, районку тоже выписываю постоянно. Так что скучать некогда, бывает и дня мало на все мои «хобби».
- А если бы пришлось начать биографию с начала, что хотелось бы поменять?
Немного подумав, Галина Кирилловна ответила:”Наверное, ничего». Это еще одно подтверждение того, что, чтобы иметь такой светлый облик в старости, в жизни нужно ценить каждый миг.
Светлана МИХАЙЛОВСКАЯ, Сергей ШАРАЙ (фото)