Меню

Николай Никитин: «Я не был и никогда не буду предателем Родины!»

В основу материала положены письма, воспоминания партизан бригады Никитина из фонда музея, которые попали сюда благодаря В. И. Хотимскому.

В шеренгах белорусских партизан отважно сражались сыновья и дочери многих народов Советского Союза. Героизм и мужество проявили и партизаны-евреи. Среди них командир бригады Никитина Николай Михайлович Никитин (настоящее имя-Бейнес Штейнгарт или Берл Штейнберг).

Непростой путь прошел капитан Штейнгарт. Он активный участник оборонительных боев на Днепре, около Рогачева. В конце июля 1942 года части 21-й армии, где служил Бейнес, оказались в окружении, и он попал в плен. Через десять дней сбежал из лагеря военнопленных и добрался до Минска.

Удалось наладить связь с подпольным комитетом, который поручил ему объединить отдельные партизанские группы, действовавшие вокруг Минска. Бывший командир-артиллерист Рогов дал Штейнгарту документы на имя Николая Михайловича Никитина и предложил вступить в созданный им Военный совет партизанского движения. Берл с радостью согласился.Никитин создает одну из первых партизанских бригад. Ее бойцы провели ряд успешных операций: взорвали три воинских эшелона, 32 автомашины, разгромили восемь важных объектов врага, уничтожили десятки гитлеровских солдат и офицеров.

Родился Штейнгарт-Никитин 24 декабря 1907 года в городе Сморгонь Гродненской области в бедной еврейской семье. Его отец Мендель был кучером, его заработков хватало только на полуголодное существование жены и восьмерых детей. В начале 1918 года семья, спасаясь от погромов, сбежала в Россию. Остановились в Самаре, где Мендель умер. Берл убежал из дома, бродяжничал.В 14 лет во время милицейской облавы попал в московский детский дом. Там Берл играл на всех музыкальных инструментах, которые мог найти.

В 1922 году он вступил добровольцем в Красную Армию, стал воспитанником музыкальной команды 37-го кавалерийского полка. Через четыре года демобилизовался и поступил в школу ФЗН Металлистов. После учебы направлен на завод «Коммунар», который впоследствии был переименован в завод имени Кирова.

Еще в армии Штейнгарт стал коммунистом, и на заводе был партийным активистом, возглавлял кружки Осоавиахима.

В 1931 году был зачислен курсантом Орловского бронетанкового училища. После его окончания в 1932 году он получил звание старшего лейтенанта. К тому времени Берл уже был женат со своей землячкой Зинаидой (Зельдой). Их дочь Галя родилась в 1931 году.

Для продолжения службы Штейнгарт был направлен в Киевский военный округ, командующий взводом 2-й танковой бригады. В 1934—1936-х годах Штейнберг — командир роты.

Его часть переводят в Беларусь, затем на Дальний Восток, где Штейнберг принял участие в боевых действиях в районе озера Хасан. В конце 1938 года часть снова попадает в Беларусь, в деревню Станьково. В качестве командира танкового батальона Штейнгарт в сентябре 1939 года участвовал в походе Красной Армии в Западную Беларусь.

Начало Великой Отечественной войны Штейнгарт встретил капитаном, командиром автомобильного батальона 13-й стрелковой дивизии, около Белостока. Предчувствуя беду, комбат успел эвакуировать семьи командиров своей части…

По приказу командования автомобильный батальон Штейнгарта прикрывал отход дивизии. С боями отступили к городу Рогачеву. В Гомеле произошло переформирование, и Штейнгарт был назначен помощником командира артполка, провоевал два месяца. Те самые два месяца, когда был разгромлен весь Юго-Западный фронт. 23 сентября 1941 года капитан Штейнгарт контужен и попал в плен. В те дни немцы захватили десятки тысяч красноармейцев и не успели еще расстрелять коммунистов и евреев. Но Берл понимал, что ждет его, и, воспользовавшись путаницей в охране, 2 октября сбежал. Таким образом, находился он в плену всего десять дней.

В Кировоградской области Берлу удалось обменять свое обмундирование на некие обноски у местных крестьян. Грязный, голодный, скрываясь от всех, он направился в Минск, где надеялся встретить людей, которые помогли бы ему снова стать бойцом. Почти четыре месяца длился этот действительно крестный путь.

Однако в Минске найти подпольщиков Берл не смог. Пошел в поселок Станьково. Рисковал, потому что его знали многие горожане. Однако в оборванном похудевшем бродяге не смогли они узнать стройного, подтянутого красавца командира. А вот он сумел найти надежных знакомых, которые приютили в Минске. Это был адрес бывшего командира-артиллериста Рогова. Он и дал Штейнбергу документы на имя Николая Михайловича Никитина, предложил вступить в созданный им Военный совет партизанского движения. Берл с радостью согласился.

Совет занимался подбором людей из окруженцев для партизанских отрядов, сбором оружия, боеприпасов и другого снаряжения. Никитин возглавил разведку и связь. Ему удалось выйти на боевую организацию Минского гетто, которая проводила диверсии и отправляла в леса боеспособных евреев. Он успел также повидаться с секретарем Минского горкома партии Исаем Казинцом, которого вскоре схватили гестаповцы и после зверских пыток повесили в городском сквере.

Именно Козинец принял решение о формировании в узденских лесах партизанской бригады Никитина. Вместе с группой окруженцев Никитин уже в начале мая 1942 года сумел объединить под своим командованием три партизанских отряда и семь отдельных боевых групп, действовавших на территории пяти районов Минской области.

Итак, в мае начался боевой путь бригады Никитина. Длился он до 22 октября, всего полгода. За это время ее бойцы провели более 70 операций в лесах, уничтожив около тысячи гитлеровцев и местных полицаев. Разгромлены 8 вражеских гарнизонов и комендатур, подорвано 12 эшелонов с техникой противника, сожжено более 100 автомашин, добыт и отправлен в центральный штаб важные сведения.

Боевые действия бригады Никитина наносили существенный урон вражеским коммуникациям и гарнизонам, и немецкое командование с помощью своей разведслужбы решило уничтожить ее.

В июне 1942 г. партизаны отряда успешно выдержали жестокий бой с карателями в Александровском лесу. О нападении врага они узнали от Минских подпольщиков. Заранее была налажена оборона на длинном острове, где дислоцировался отряд. Партизаны пополнили вооружение. Большую помощь в этом партизанам оказали Минский и Узденский подпольные партийные комитеты, организовавшие доставку в отряд оружия и патронов.

14 июня 603-й охранный полк и 24-й полицейский батальон обрушили на партизанский лагерь шквал минометного и пулеметного огня. Партизаны приняли бой. Им руководили комиссар отряда Петр Игнатьевич Знак (муравьев) и заместитель командира отряда Филипп Иванович Серебряков. Каратели пустили в ход артиллерию и танки. 120 партизан отряда примерно за 9 часов отбили 21 атаку врага, нанесли ему большой урон в живой силе и боевой технике, но, видя превосходство сил противника, незаметно отошли.

Комбриг не сомневался в правильности приказа и повел своих партизан к линии фронта. Почти месяц бригада с боями, преодолевая ожесточенное сопротивление немецких гарнизонов, прорывалась на восток. Как теперь понятно, те, кто отдал ложный приказ, знали о цели, к которой шел Никитин. И немцы пытались перехватить и уничтожить бригаду. Но им это не удалось.

Вот что писал Никитин Председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилову в апреле 1953 года:

…Согласно моему плану, мы осуществляли переход к линии фронта. 22 октября 1942 года в районе г. Торопец Калининской области перевел всю бригаду через линию фронта. Установил связь со штабом партизанского движения БССР. Бригада на отдыхе, меня со штабом вызвали в Москву в центральный штаб партизанского движения. Журнал боевых действий, приказы, список личного состава, карта боевого пути бригады, трофейные ценности — все передано в штаб. Встреча очень хорошая, внимание со стороны руководства штаба к нам исключительное. 3 декабря 1942 года в кабинете начальника штаба меня арестовывают. Обвинение: измена Родине…

Нельзя без волнения читать письма Николая Никитина жене Зинаиде и дочерям Галине и Татьяне:

… Мои дорогие, вы можете представить, с какой злостью я дрался, когда все зверства, которые делали немцы, видел своими глазами. О моей борьбе с врагом можешь узнать у многих минчан, партизан. Найди брошюру «Народные мстители», ты там встретишь оценку моей работы. За себя, за страдания и смерть моих родных я отомстил. Очень хочется жить. Вам желаю долго, долго жить, ведь моя борьба дает вам полное на это право

… Я жертва, но ради тебя и детей могу ею остаться. Как хочется увидеть вас перед смертью. Я был и есть человек, который отдал всю свою сознательную жизнь на благо Родине, не верьте никому, кто посмеет сказать обо мне плохо.

…Моя дорогая! 4 часа ночи. Я еще раз прошу: не волнуйся. Галочка уже взрослая, Таня тоже большая, им надо жить, несмотря на тяжесть моего состояния. Прошу продумать все, не отразится ли наша переписка на вашу жизнь. Зиночка, не стесняйся, пиши прямо и открыто, так, как ты всегда говорила и делала.

…Танечка, доченька! Давай с тобой познакомимся издалека, Я твой родной отец. Ты закалилась, детские твои годы были очень тяжелые, слушайся маму. Она у тебя одна. Целую вас. Ваш отец.

…Нахожусь я в ППЛ г. Магадана, работаю слесарем. Здоровье пошатнулось, но ничего, есть хуже меня. 2 раза умирал, «спасли», не дают умереть. Надеюсь, что все-таки правда победит. Я посылал жалобу в Москву, но ответа нет, далеко нахожусь. Если будешь посылать, то посылай за моей подписью, начиная от Министерства внутренних дел и кончая секретарем ЦК ВКП (б) и ЦК КП (б) Беларуси Пономаренко. Когда работает Калинин, постарайся поговорить с ним, он был вторым секретарем ЦК Беларуси.

Клянусь перед тобой и любимыми детьми, что остаюсь верным Родине и никогда и мысли не было работать на немцев..

К сожалению, Николай Михайлович не дождался своей реабилитации, умер 5 июня 1957 года в Магадане.

В июле 1956 года первым секретарем ЦК КПБ становится К. Т. Мазуров. Работник особого отдела Белорусского военного округа Лубинец сообщил ему об аресте Никитина следственными органами МГБ СССР в Москве после того как он вывел бригаду за линию фронта, и о том, что следователь обвинил Никитина в создании по заданию немцев лжепартизанской бригады. Кирилл Трофимович спросил: «А основания для этого в делах имеются». Лубинец ответил: «Основания очень слабенькие для того, чтобы предъявлять такие обвинения. При проверке этих дел поднят ряд архивных материалов, допрошено большое количество свидетелей. У меня сложилось убеждение, что существовал в Минске с конца 1941 года подпольный горком, а партизанская бригада Никитина была создана не немцами, а советскими патриотами».

Так в 1957 году (год смерти Никитина) состоялась посмертная реабилитация командира партизанской бригады капитана Николая Михайловича Никитина.

Его боевая деятельность в годы Великой Отечественной войны достойна того, чтобы именем капитана М. Никитина были названы улицы в Минске, Сморгони и Узде.

Тамара ЛУХВЕРЧИК

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59