Меню

Иван Кветковский: «Я видел войну и знаю цену мира»

Иван Кветковский: «Я видел войну и знаю цену мира»
Фото: Сергей Шарай

Двери этого дома по улице Революционной, 41 открыты для всех. И не важно, заглядывает в гости кто-то из администрации района, общественники или школьники – Иван Иосифович Кветковский всех встречает приветливой улыбкой.

Родом из Узды

Иван Иосифович родился и живет в нашем городе. В этот юбилейный год 80-летия Великой Победы ему исполнится 99. Оптимист и весельчак. «Когда немало повидал в жизни горя и потерь, тогда понимаешь, что дорожить нужно каждым прожитым днем, особенно мирным», – замечает Иван Кветковский.

чтение

Несмотря на свой почтенный возраст, дедушка Ваня, как ласково его называют внуки, сохранил на редкость ясную память. О событиях уже 80-летней давности инвалид войны рассказывает так, будто все случилось вчера.

– У нас в доме как раз радио провели, черная тарелка такая была, мы его слушали вместе со взрослыми, – рассказывает. – И тут диктор объявляет, что Германия вероломно напала на Советский Союз. Стало страшно.

Начало войны

В первый день войны – 22 июня 1941 года – погода стояла душная, вспоминает дальше Иван Иосифович. Он с такими же подростками, как сам, собрался на речку купаться.

– Тогда я впервые увидел низко летящий над землей немецкий самолет. «Сейчас стрелять начнут», – подумал,  но нет –полетели листовки с призывом сдаваться фашистским властям, мол, оккупанты позаботятся о мирном населении, – говорит ветеран.

Этим листовкам тогда не поверил почти никто из местных. А потом Узду захватили. Многих призвали на фронт, кто-то ушел в лес партизанить, некоторые не вернулись из лагерей смерти, а дети, женщины, старики остались  под оккупацией.

– У нас здесь немецкий гарнизон стоял. Разместились они в здании школы, других таких больших зданий в Узде тогда и не было тогда, – рассказывает Иван Кветковский. – По Узде ходили проверяющие с автоматами, был объявлен комендантский час, в это время запрещалось вообще на улицу выходить. Но мы, молодые, умудрялись ладить небольшие вечорки в соседнем доме. Я тогда на балалайке и научился играть. Но старались сильно не шуметь, чтоб внимание не привлекать. Слышали мы и выстрелы. Взрослые рассказывали, что это евреев и пленных военных расстреливали за Уздой.

Памятный 1944-й

Особенно врезался в память Ивану Кветковскому июль 1944-го:

– Узду освободили 28 июня 1944 года, а уже 5 июля объявили призыв. В первую волну забирали тех, кто в 1925-м родился, и старше. Тогда на фронт пошла моя старшая сестра и оба двоюродных брата. Хлопцы так и не вернулись (голос ветерана дрожит. – Авт.). А я же 1926 года рождения, за нами приехали где-то через две недели.

По словам Ивана Иосифовича, из всех деревень и хуторов района собрали где-то пятнадцать 18-летних парней. Им предстояло идти пешком до Слуцка, где новобранцев ждали машины с сопровождающими, которые должны были доставить их до железной дороги, а после – к линии фронта. Вечером 22 июля они отправились в путь.

– Отправили нас (а это Петрусь Шкурдь, Миша Воробей, другие знакомые ребята, с которыми вместе играли) от военкомата, – вспоминает Иван Кветковский. – Направились в сторону Валерьян. Мать провела меня к мостам и домой пошла. На первый ночлег мы остановились в деревне Пырашево. К той поре как раз уже первый укос сена убрали, так мы на нем в сараях и переночевали. На следующий день дошли до Гацука в слуцком направлении. И когда почти добрались до Старых Дорог, нас подобрали военные машины и доставили в запасной полк. Нам повезло, ведь наших земляков, которых призвали 5 июля, сразу отправили на фронт, где все и погибли. Нас же под Смоленском три месяца учили владеть оружием, рыть окопы, даже строевым шагом ходить. А освободительные бои тем временем шли уже на территории Польши.

Трагедия под Краковом

Иван Кветковский попал на 1-й Белорусский фронт.

– Мы с боями проходили почти все приграничные польские города: Люблин, Бяла-Подляска, другие названия я уже и позабывал, – рассказывает. – А под Краковом подорвался на мине и потерял две ноги…

После все было, как в страшном сне. Прямо с передовой красноармейца направили в госпиталь, где отняли обе ноги. Потом были другие госпитали. Санлетучка (специальный поезд) доставила солдата в Могилев. Здесь он пролежал с 25 декабря 1944 по май 45-го. В больничной палате услышал и долгожданное сообщение Совинформбюро о полной капитуляции Германии.

Дольше всего раненый боец лечился в Уфе.

– Протезы сделали мне в Башкирии, куда я попал из Беларуси. Снимать мерки таким, как я, в больницу в Уфу приезжал мастер из Челябинска. Пока мы ждали этих «ног», санитарки выносили нас на руках во двор, на травку, – рассказывает Иван Иосифович.

Наконец решили отпустить солдата домой – выделили медсестру в сопровождение и купили билет на поезд до Минска. Иван Иосифович на перекладных добрался до Негорелого (Дзержинский район. – Авт.), где его встретили отец и другие родственники – приехали на коне.

Нет – унынию

И вот он дома. Иван Иосифович не впал в уныние, не взялся за рюмку. Наоборот, его жизненной энергии многие даже завидовали. Славился в округе заправским сапожником. Шить и ремонтировать обувь научился от шурина еще в войну.

с дочерью Натальей

– А еще нас, детей, нянчил-растил, – включается в разговор дочь ветерана Наталья Ивановна. – Женщине отпуск тогда давали месяц до родов и месяц после родов, поэтому мама наша всегда на работе была. Папа и пеленал, и косы по пояс заплетал, и кашу готовил. Да что кашу! Он так вкусно умеет делать мачанку, борщ варить! Наши друзья у нас часто гостевали. А за компанию, как известно, и картошка в мундирах вкуснее. Мама нас только об одном всегда просила: «Детки, никуда не ходите далеко, не лезьте в ущерб, всех друзей водите на свой двор гулять, чтобы были на виду у отца». И мы слушались. Держали и большое хозяйство: свиней, корову, коз, кур. У каждого из нас своя работа была, и никто не отлынивал. А папа за нами всегда с улыбкой наблюдал, радовался. Мы не могли его огорчить. Он у нас просто замечательный…

Родные и сейчас с огромной  заботой относятся к своему отцу, дедушке и прадедушке. Освоил ветеран и мобильный телефон, планшет. Не против посмотреть познавательные ролики на ютубе, послушать известных блогеров, а еще почитать книги.

ветеран смотрит планшет
чтение книги

С песней по жизни

Рядом по жизни с Иваном Кветковским шагает музыка. В округе знают его как гармониста. «Руки дрожат, но как возьму инструмент, так пальцы прям оживают», – замечает ветеран.

Нельзя слушать без волнения военный репертуар Ивана Иосифовича: «Катюша», «Землянка», «Ленинградская застольная», «Смуглянка», «Прощание славянки»…

А как поет Иван Иосифович!

Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто замерзал на снегу,
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло ломая врагу.
…Выпьем за мужество павших героев,
Выпьем за встречу живых…

О чем думается в эти минуты? О мире, о солдатах войны, положивших на алтарь Победы свои жизни, о спокойном будущем наших детей и внуков.

Ветеран – молодежи

Кветковский2

Молодежь должна учиться защищать свою Родину, свою семью, близких. Ветеран Великой Отечественной войны Иван Кветковский подчеркивает: – Прошу об одном: храните память о тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины, чтобы наш народ никогда не знал ужасов войны, чтобы на нашей земле всегда был мир, голубое небо, достаток, счастье. Чтобы мы жили самыми лучшими надеждами на будущее.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59