Меню

В чем преимущества экоавто, рассказал мастер автосервиса из Володек

В чем преимущества экоавто, рассказал мастер автосервиса из Володек
Фото: Сергей Шарай

С трех лет Евгений Швед интересовался электроникой и радиотехникой, стремился что-то паять, подражая отцу. Подростком уже заправски ремонтировал школьную дискотечную аппаратуру и создавал свои радиоэлектронные устройства. Окончил БГУИР, начинал в компании «Пеленг» по разработке и производству оптико-электронной продукции, потом ушел в ИП и создавал сайты, пока не появился тренд на электромобили. Теперь он мастер новомодного автосервиса и знаменит далеко за пределами деревни Володьки, где живет с женой и детьми. Мы побывали у него в гостях и разузнали все о преимуществах экологически чистого транспорта.

Евгений Швед

Кулибин нашего времени

– Прогресс не стоит на месте, в Беларуси уже 44 тысячи электромобилей. Невооруженным глазом видно, что на наших дорогах все больше таких авто. И вопросы появились по их обслуживанию и ремонту. Есть предположение, что таких мастеров, как вы, Евгений, можно пересчитать по пальцам. Где научились разбираться в электромобилях?

– Лет десять назад, когда экоавто стали более-менее доступны по цене, я прибрел свой первый электрический Ford Focus. Экономически выгодный транспорт, к тому же хотелось наглядно изучить устройство. В процессе заинтересовало, можно ли добавить свои опции, увеличить емкость  батареи, ускорить зарядку. Высшее образование в сфере радиотехники и электроники, накопленный опыт помогли успешно завершить эксперименты и углубить специализацию. С тех пор и помогаю людям с ремонтом электрокаров: модернизирую зарядные устройства под электросети, меняю порты, выполняю другие виды работ. А диагностическое оборудование пришлось изобретать самому, на рынке сложно найти что-то подходящее.

Что касается специалистов по электрокарам, в Беларуси их немало. Нескольких профи знаю лично. Мы консультируемся, обмениваемся опытом и просто общаемся в мессенджерах, больше особо негде черпать нужную информацию.

У леса на опушке

– Откуда вы, как оказались в Володьках?

– Я родился в Крупском районе, но отец был военным, и наша семья кочевала по гарнизонам. Ближе к моему 18-летию уже жили в Минске. А мне очень нравился частный дом, с детства о таком мечтал, другие варианты для семейной жизни даже не рассматривал. Супруга из Лиды, ей по душе, когда вокруг шумно и много людей, но все же поддержала меня. После долгих поисков нам посчастливилось обрести уютное местечко вдали от городской суеты в Володьках. Тут как раз участки нарезали, один из них купили с аукциона и построили дом. Красивая природа, густой хвойный лес рядом, нет водоемов, чтобы за детей не опасаться. Уже тринадцать лет в такой экологически здоровой среде обитаем.

У мастера есть доброе имя

– У вас, как индивидуального предпринимателя, есть свой сайт, где можно ознакомиться с услугами и узнать контактный номер. Этого хватает для полноценной рекламы на селе?

– Сарафанное радио лучше срабатывает. Каждый новый телефонный разговор традиционно начинается с огласки, что бывший клиент очень доволен моей работой, уже потом озвучивают свои просьбы. Чаще всего ко мне приезжают со сложными проблемами. Продолжительность ремонта зависит не только от характера поломки, но и доставки запчастей. Их клиенты покупают сами по моим рекомендациям. Некоторые машины делаю за час, другие за три дня.

Неразрешенных вопросов нет и цены лояльные, это тоже привлекает клиентов.

Из недвижимого в движимый

под капотом электромобиля

– Вдоль вашего забора каких только автомобилей нет! Что сейчас в ремонте?

– Два автомобиля нужно восстановить после ДТП. «Ягуар» не электрический, но дал сбой кондиционер, поэтому он у меня. В миниатюрной Kia Soul проблема с батареей. С виду очень стильная, но конкретно эта модель самая неудачная из электрокаров. Есть ее аналог на бензиновом ходу.

– А какие экоавто самые лучшие?

– Условно все делю на брендовые и чисто китайские. Брендовые все неплохие. У “китайцев” помимо положительных есть и отрицательные стороны. К примеру, покупаешь кроссовер Honggi:  пока он работает – ты счастлив. Как и китайский телефон: упал, разбился экран – заменить негде. Нужен новый гаджет. К дорогим китайским «электричкам» тоже запчастей не раздобыть, из-за чего могут подолгу оставаться на приколе.

Tesla– фаворит

– Как чувствует себя водитель в салоне электрокара?

– Комфортно и надежно. Одно нажатие на кнопку – и машина завелась, удобно запускать и с помощью телефона. Бесшумный, динамичный электродвигатель дает возможность стартовать в первые же секунды, пока остальные только разминаются.

В электромобиле нет сложных узлов, поэтому обслуживать его в разы дешевле, нежели автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, транспорт на электротяге зимой заведется в любую непогоду.

У жены Ford Mustang, а я три года назад купил себе Tesla. Тогда 80 тысяч долларов стоила, теперь – 170. Не знаю, какая будет электрическая новинка от Geely, но пока что эту модель ни на какое другое авто менять не хочется. В год по 35 тысяч километров проезжаю, колодки еще не стерлись. Резину меняю, а подвеска в норме, хотя по гравийке, искусственным неровностям езжу смело и ямки не обминаю. Конечно, многое зависит от дорог, здесь они неплохие, спасибо работникам ДРСУ.

водитель электромобиля

«Кушает» машина бюджетно

– Электромобиль для тех, кто умеет считать свои деньги. А насколько он экономичный?

– В Володьки переехал друг, у них с женой работа разъездного характера. За год на Volkswagen Passat B3 пробег составлял 80 тысяч километров, на бензин и обслуживание авто семья тратила около 6 тысяч долларов. «Электричка» раз в пять дешевле обходится. Это при обычной цене на электроэнергию. В среднем электромобилю нужно 20 киловатт на каждые 100 километров пути, бензиновый автомобиль на такое же расстояние потребляет в среднем от 7 до 15 литров топлива. Эти цифры мало кто озвучивает, но так людям легче сориентироваться.

На одном заряде батареи современный электромобиль проезжает 350–400 километров, зимой запас хода уменьшается до 300.

По дороге в Москву за сутки туда и обратно я три раза подзаряжался. Но потребление электроэнергии напрямую зависит от скорости перемещения. При 150 километрах в час автомобилю понадобится 35 киловатт, расход на сотку – 20 киловатт, при 50 км по городу затраты составляют 15 киловатт. Когда меня просят подобрать экономически выгодный экомобиль, привожу эти примеры. Так легче сориентироваться, какая нужна батарея. Но чем она больше, тем дороже электромобиль.  

Чтобы в пути не села батарейка

– В нашей стране почти 1900 зарядных подстанций для электромобилей. И в Узде в районе Сельхозтехники есть одна, в чем ваша заслуга. Планируете приумножить количество публичных зарядок?

– Обратите внимание: за дорогой напротив нашего дома – чистое поле. А еще недавно вплотную к обочине подступали кустарники, за ними стояло болото. Мы оформили этот участок в свою собственность под ЛПХ, и с помощью специализированных служб привели его в порядок. Здесь уже похорошело, но будет еще красивее: зазеленеет газон, зашумят листвой деревца. Эта милая зона станет локацией для второй зарядной подстанции. Для меня большое удовольствие приносить пользу своему району и приверженцам электрокаров.  

Илон Маск одобряет, экологи благодарят

– Чтобы починить электрокар, требуется много умственного и ручного труда. Какой график обслуживания клиентов?

– Я не делю время на рабочее и личное. По такому принципу живут все, кто по-настоящему любит свое дело. Счастлив, что мое увлечение электромобилями отвечает запросам общества. Люблю помогать людям, к этому всегда стремилась душа. Слова благодарности – главный стимул двигаться дальше и экологию сохранять. Чтобы вы понимали: наша семья полностью отказалась от бензиновых агрегатов. И мотоцикл у нас электрический, и газон возле дома робот косит.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59