Меню

Как Сергею Прудникевичу удалось стать обладателем многих охотничьих трофеев

Охотничий билет Сергей Прудникевич получил в 1996 году. Сегодня на его счету не один десяток подстреленных зайцев, кабанов, лис, енотов, другой дичи.

Еще в детстве Сергей любил слушать рассказы старших об успешной охоте. Это сейчас он понимает: в тех баснях нередко было много похвальбы и преувеличения, а тогда с восторгом и завистью следил за перипетиями очередной облавы на волков или погони за зайцем или лисой. А какой радостью светились глаза парня, когда его, тогда еще ученика пятого или шестого класса СШ №2 имени К. Крапивы, дяди Константин Прудникевич и Михаил Король брали с собой в лес! Не беда, что к ружью не допускали и на “передний край” загонки не ставили, но сколько всего интересного можно было увидеть, а затем пересказать друзьям!

После школы парень получил диплом техника-механика в Марьиногорском сельхозтехникуме (позже-соответствующее высшее образование в белорусском аграрно-техническом университете), работал в колхозе “Новое житье”, лесхозе. Сейчас он инженер по допуску автотранспортных средств на диагностической станции в райцентре. И все эти годы, начиная с 1996-го, когда получил билет охотника, занимается любимым делом, которое из детского увлечения переросло в профессиональную деятельность. Во всяком случае, в районной организационной структуре белорусского общества охотников и рыболовов его фамилию называют среди самых опытных и осведомленных охотоведов.

А начиналось с малого. Когда – то настоящей удачей считался первый подстреленный заяц, более серьезной-кабан, а в прошлом году посчастливилось даже серого разбойника взять на мушку. Особенно приятные воспоминания связаны с процессом приучения к охоте собак. Не одну неделю и месяц понадобился, чтобы забавный щенок русской европейской лайки Джесси превратился в профессионала. Сначала были ознакомительные уроки во дворе, потом-первые прогулки в лес, знакомства с незнакомыми запахами, наконец – специальный лесхозовский вольер для притравки на кабана в Слободе. Позже, после прихода в лесные угодья и на животноводческие фермы, крестьянские дворы африканской чумы свиней, эта школа для охотничьих собак временно прекратила свое существование. Сейчас ее роль выполняет единственный в Беларуси подобный объект в Воложинском районе, куда привозят молодых охотничьих собак из разных уголков страны. Не один питомец С. Прудникевича прошел через тот вольер.

В домашнем вольере Сергея Прудникевича только собаки-профессионалы. Например, семилетний кабель русской европейской лайки лезгин неоднократно подтверждал свое мастерство на испытаниях в Воложине, является обладателем шести престижных дипломов. Его ровесница и родичка по породе Лейла имеет дипломы за удачную охоту на диких кабанов. Их более молодой коллега Арчи (ему два с половиной года) пока набирается опыта. А мастерами преследования зверя по кровяному следу, выслеживания и выманивания из нор лисиц являются ягтерьеры Бой и Дина, на счету которых тоже не один диплом.

Как когда-то сам внимательно слушал, теперь так же интересно и увлекательно рассказывает охотник о своих одиночных и групповых выездах в лесные угодья, наиболее удачных трофеях и запоминающихся эпизодах. Чаще приходится посещать леса Семеновичской, Узденской и Присынковской охотничьих зон.

Особенно запоминаются ситуации с охотой на лисиц. Проще обнаружить нору или собаке наткнуться на след рыжей красавицы, куда сложнее перехитрить ее. Это довольно трудоемкий и вдумчивый процесс. Бывает, час и больше собаки могут «дежурить» возле норы или выманивать-выгонять оттуда зверя. Ягтерьеры проникают и в норы, но ведь там столько хитрых разветвлений (в три этажа!), проходных и тупиковых коридоров, что одним наскоком или только желанием одержать победу невозможно. Однажды такое соревнование-кто кого перехитрить-в лесу возле деревни Куль продолжалось у Прудникевича целых девять часов. Пришлось охотнику и костер разжигать, чтобы согреться. В конце концов терпение, выдержка и находчивость охотника и его четырехлапого помощника были награждены трофеем. Нередко способствует успеху коллективная мысль-в групповой охоте на лисицу, енота, других подобных зверей принимают участие друзья-коллеги Александр Магер, Олег Остроух, Дмитрий Семенчук, Владимир Магер, Дмитрий Король.

  • Но ведь на протяжении последних лет чаще приходится слышать, что в основном лисы являются переносчиками бешенства. Стоит ли на них охотиться?

— Специалисту нетрудно определить больное животное, — отмечает С. Прудникевич. — По облезлой коже, нетипичному поведению, а тем более когда зверь пришел в деревню, сам идет на контакты с человеком. Но меры предосторожности не помешают – убитую лису обрабатываешь в перчатках. У меня проблем не возникало. Только за декабрь-январь этого сезона удалось добыть девять лисиц, а всего их на моем счету около 30. Правда, выделка шкур затратная, в последнее время многие охотники их просто выбрасывали. А я-нет. Уже собрал на полушубок для жены. Есть также шкура волка, куницы, енотовидных собак…

  • А вообще окупается ли охота? Знаю, что затраты на это увлечение немалые.

— Да, в течение года приходится не раз что-то отщипывать от семейного бюджета. Но ни один из тех, кто занимается охотой всерьез, не от случая к случаю, кто давно “заболел” этим делом, не жалеет потраченных средств. Разве можно сравнить материальные расходы с наслаждением пройтись на рассвете и увидеть на первом снегу или росистом лугу след зайца, понаблюдать, как питается возле подкормочной площадки на опушке лось, как выходит на водопой семейка косуль?! К тому же это великолепное средство успокоения нервной системы, настоящего духовного отдыха после нелегких трудовых будней. Поэтому для большинства охотников важен не столько конечный результат в виде добытой дичи, сколько сам процесс прослеживания, погони и добычи зверя, птицы, пребывания на лоне природы.

  • А как насчет распространенной шутки о том, что охота без спиртного-загубленное дело?

— Этот ритуал сохраняется, пожалуй, еще со времен царской охоты. Наши предки считали, что, если перед началом коллективной добычи зверя не пригубить по пятьдесят граммов водки, удача отвернется, можно и за несколько часов ружье не расчехлить. И после многочасового блуждания не повредит в разумных пределах отметить трофеи с хорошей ухой, шурпой или поджаренной дичью. Пожалуй, один из самых приятных моментов, когда начинаются общие воспоминания, шутки, обмен впечатлениями. Но это не означает, что каждый выход в лес нужно обязательно превращать в коллективную попойку. Не такие ли горе-охотники еще до начала дела, хорошо выпив, начинают стрелять по дорожным знакам-указателям, деревьям, бутылкам? В профессиональной среде такое никогда не приветствовалось.

Виктор СОБОЛЕВСКИЙ, Сергей ШАРАЙ (фото)

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59