Грохот на всю округу. Как организован рабочий процесс на карьере в Валерьянах
На сегодня задание: песчаный карьер. Кто желает там поработать?
«Карьер песчаный – два человека», – вспомнилась знаменитая фраза из советского фильма. Только не нашлось добровольцев ступить на шаг вперед. Поскольку других нарядов не было, традиционные «двое» отправились в Валерьяны.
Натужный рокот двигателей слышен через автомобильное окошко еще задолго до прибытия на место. Навстречу мчит груженая габаритная техника. Подъезжая, любуемся: в лесном массиве в двадцати километрах от райцентра образовался громаднейший котлован, где копошатся погрузчики, снуют самосвалы, а в эпицентре громко грохочет необычный агрегат. В карьере жизнь кипит. Летнее солнце ослепляет, а пейзажи вокруг кажутся неестественно яркими.
– Места действительно красивейшие. Цветовая гамма здесь насыщенная с весны до поздней осени, – соглашается при встрече горный мастер Ирина Шмакова. – И пески, то белые, то красные добываем.
Что для журналистов – романтика, то для профессионалов – нелегкий и напряженный труд. Дорожно-строительный карьер разработан в Валерьянах в 2019 году силами ДРСУ-163. Переработали 20 га, осталось 11. Потом территорию рекультивируют и передадут лесхозу.
В карьере добывают песок. Камня высеивается мало, но производят крупный и мелкий щебень, делают смеси. Все использует само предприятие, не обойтись без этого при строительстве капитальных объектов и дорог в столице и Минской области, широко применяется в коммунальном хозяйстве, реализуется для нужд частным компаниям и населению.
– Смотрите, большая красная установка на гусеничном ходу, – кивает мастер вдаль. – Это мобильный «Грохот». В нем добытые породы разделяются на различные фракции. Три года назад наше ДРСУ-163 выкупило его у частника. Агрегату почти двадцать лет, несмотря на почтенный возраст, обладает хорошей производительностью. В целом за восьмичасовую смену можно переработать от 800 до 1400 кубических метров всех материалов.
Пульт управления в надежных руках отца Ирины – Михаила Сетуна. Дочь предложила спуститься в карьер, чтобы понаблюдать за процессами. На переднем плане дорога, которая ведет к так называемой сортировочной станции. Чем ближе к «Грохоту», тем больше закладывает уши. Навстречу вышел Михаил. В прошлом дорожный мастер, а ныне профессиональный грохотовщик.
– Пультом управлять легче, нежели за рулем сидеть, – поинтересовались у хозяина чудо-техники.
– За смену с восьми утра до пяти вечера даже присесть некогда: заправить, обслужить, продуть засоры, – перечисляет круг забот Михаил. – За техническим состоянием нужно следить постоянно, чтобы не случилось глобальной поломки. Этот конвейер промедления не терпит. Вот, предстоит по-быстрому заменить сито в коробе, который под воздействием определенных механизмов создает важный процесс грохочения.
К повышенному шуму хозяин установки привык, неисправности четко определяет на слух.
– Конечно, нагрузка на уши есть, – не скрывает Михаил. – На самом деле работа нравится и приносит удовольствие. Иначе зачем тогда трудиться?
Интересно наблюдать и за работой погрузчиков. Один закреплен сугубо за «Грохотом». Породы из забоя черпаются ковшом и сразу же пересыпаются в сепараторный барабан, где происходит фильтрация. Проще говоря, песок отделяется от камней, и галька распределяется на два вида: мелкую и крупную. В целом же мобильная установка просеивает, очищает, разделяет на фракции, калибрует. Бурый, воздушный песок, смеси, гравий формируются в аккуратные горки.
Заказчиков обслуживает второй погрузчик. Такое ощущение, что он на пульте управления, настолько грациозно, четко и быстро движется по определенной траектории, умело маневрируя пятитонным ковшом. Пока провожаем взглядом одну мощную машину, уже отъезжает следующая. Когда очередной нагруженный МАЗ срывается с места, пользуемся моментом и спешим познакомиться с виртуозом. Пришлось уговаривать спуститься с кабины, иначе не докричаться.
– Я в ДРСУ-163 свой, десять лет отработал здесь водителем погрузчика, пока не перешел в «Айвекострой». Теперь от этой компании оказываю услуги родной дорожной службе, – улыбается Михаил Тригубович.
Работа для него – хобби, от которого получает истинное удовольствие. И технику нахваливает. Кондиционер в кабине создает комфортную температуру, когда на улице столбик градусника приближается к отметке +30°C. А бортовой компьютер при запуске автоматически проверяет все узлы в машине, если что-то неисправно, подскажет. Объект обслуживания курортный – в самом эпицентре живой природы. Здесь и зайцы бегают, лоси ходят, косули резвятся. Приезжает домой в Узду и дочерям рассказывает, с кем довелось поздороваться за день.
«Все, как у всех», – подытожил разговор Михаил и ловко запрыгнул в кабину. И снова уверенно подался вперед, заступая на исходную позицию, чтобы оперативно набрать и погрузить нужный материал в прицеп уже заждавшегося грузовика.
Карьерное хозяйство в Валерьянах не маленькое, а коллектив всего шесть человек. Но каждый, по утверждению горного мастера, отлично знает свое дело. Ирина организует работу на месте уже четвертый год. А полный стаж в ДРСУ-163 составляет шесть лет. Пришла на должность дорожного мастера, а стала горным.
– По диплому я строитель лесных дорог. Это был осознанный выбор. Такие брутальные профессии мне по душе, на другие не смотрела даже, – не скрывает девушка. – И ответственности не боюсь. Видимо, нам с сестрой, это передалось по наследству. Наша мама в лесничестве работала. Отец и брат сильные духом и мужественные.
А еще горный мастер любит порядок и гармонию не только в окружающей природе. Вместе с весовщицей Татьяной Летун создают ее своими руками. Например, диспетчерскую украшают ухоженные клумбы с пышными цветами и архитектурные формы. А в коридорчике лукошко с грибочками стоит. Когда обеденное время не заполнено производственными вопросами, девчата не отказывают себе в слабости заглянуть в лесную чащу.
Уже осень, но до ноября, пока не завершится сезон добычи пород, у работников карьера еще немало жарких недель.
Наталия СТАНКЕВИЧ
Фото Сергея ШАРАЯ