Меню

Детские судьбы в концлагерях. Уроки истории, которые нельзя забывать

Детские судьбы в концлагерях. Уроки истории, которые нельзя забывать
Фото: автора материала

Сегодня во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Во время Великой Отечественной войны на территории оккупированной Беларуси нацисты создали 260 концлагерей. Наиболее крупные из них находились в Минске – еврейское гетто в районе Немиги и лагерь смерти в Тростенце, также крупные лагеря имелись в Озаричах, Гомеле, Полоцке и Бобруйске. В них были уничтожены свыше 1,4 млн человек.

Почему эта дата

11 апреля было выбрано неспроста — дата связана с событиями в лагере смерти Бухенвальд. Он располагался на территории Германии, неподалеку от границы с Чехией. На его воротах была выгравирована зловещая надпись «Каждому свое». Бывшие пленники концлагеря в своих мемуарах рассказывали, что долго готовились к восстанию, сопротивление копило силы несколько лет.
В апреле 1945 года остатки армии нацистов теснили со всех сторон. Как раз со стороны Бухенвальда шла американская дивизия. Комендатура лагеря приняла решение об эвакуации. Последнее слово стоило бы написать в кавычках, ибо по факту это был марш смерти — изнуряющий пеший переход, во время которого гибли многие узники.

Лидеры сопротивления поняли, что пора действовать, иначе следующего шанса может не быть. Поляк Гвидон Дамазин и русский Константин Леонов 8 апреля передали радиограмму и запросили помощи у наступающих американцев. Те сигнал поймали и пообещали прийти на помощь. Однако все затянулось на несколько дней. За это время повстанцы начали мятеж и захватили большую часть концентрационного лагеря. 11 апреля 1945 года в 3:15 дня в Бухенвальд наконец вошли американские солдаты и освободили оставшиеся участки лагеря.

Через год во время Нюрнбергского процесса, где разбирали действия нацистов и фашистов, концентрационные лагеря признали преступлением против человечества. Позже ООН приняла решение проводить Международный день освобождения узников фашистских концлагерей 11 апреля в память о событиях в Бухенвальде.

Важно знать молодежи

Молодое поколение должно интересоваться историей своих предков. Это самое малое, что мы можем сделать для них.

Знание истории своей страны, посещение знаковых мест воспитывает не только патриотизм у молодежи, но и недопущение обесценивания и искажения исторической правды. Уверена, что это поможет уберечь молодое поколение от повторения тех страшных событий и сохранить мирное небо над головой.

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. Однако нужно выделить ещё одну категорию безвинно пострадавших – дети. Зачастую эти маленькие узники содержались без должного ухода и надзора, их также убивали, над ними также издевались, их условия содержания в лагерях ничем не отличались от условий содержания взрослых.

Поэтому в столь скорбную дату хотелось поделиться впечатлениями от посещения музея-мемориала «Детям – жертвам войны» в Красном Береге.

Красный Берег

Освенцим (нем. Аушвиц), Дахау, Майданек, Бухенвальд… От этих названий мурашки по коже. В эти концлагеря привозили узников со всей оккупированной Европы для работы на Вермахт – здесь были и взрослые, и дети, и старики. Но были и полностью детские концлагеря, где маленьких узников содержали как живые банки крови. Один из гитлеровских детских «кровозаборных» концлагерей и располагался в Красном Береге около города Жлобин в Гомельской области. В нём было замучено и убито 1990 маленьких узников от 8 до 14 лет. Их использовали в качестве доноров для раненых немецких солдат. У детей выкачивали кровь, часть детей отправляли в Германию на каторжные работы. Установлены имена только 15 детей из того скорбного списка. 1975 деток так и остались неизвестными.

Эмоции от увиденного

стенд

«Детям, прошедшим фашистский ад». Эти слова встречают перед входом в мемориал. Здесь среди огромного яблоневого сада заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской премии Леонид Левин создал «Площадь солнца» — комплекс-памятник, посвященный детям — жертвам Великой Отечественной войны.

Каждая деталь комплекса по-своему символична. Мемориал задумывался, как развернутая в пространстве панорама, как путь, трагичность которого можно осознать, только пройдя по одному из лучей Города Солнца. Это единственный черный луч, выделяющийся на фоне золотистой площадки. И всех на этом пути встречает тоненькая фигура девочки — опаленного войной беззащитного ребенка, лицо которого перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками девочка словно защищается от всех страхов войны. Она стоит на камешках красного цвета, символизирующих кровь детей.

парты

Ступеньки полукруглой лестницы ведут нас в страшные годы войны. Под открытым небом стоит 21 школьная каменная парта и одна классная доска. Белые парты и черная доска.

доска

На доске текст письма белорусской девочки Кати Сусаниной, которое она написала отцу из немецкой неволи:


«Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопивцев. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: » Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон». И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой. Мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: » Расти, доченька, на радость большой». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, — платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят, затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. «Русы были и есть свиньи». Я боюсь Клары, это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть палец не откусила, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит — письмо дойдет. 12 марта 1943 года…»

Идея увековечить письмо на школьной доске «детской Хатыни» принадлежит писателю Василю Быкову.

обратная сторона доски

С обратной стороны классной доски, на обороте прощального письма Кати Сусаниной, карта Беларуси. На ней обозначены места, где находились детские лагеря медленной смерти, где у детей отнимали кровь.

Ребятишек, попадавших в концлагерь в деревне Красный Берег, после бани загоняли в зал, где они ожидали своей очереди. В двух комнатах была оборудована лаборатория. Ребенка сажали на стул, а ручонку просовывали в отверстие в перегородке, где выкачивали детскую кровь до последней капли. Умерших ребятишек потом увозили и сжигали на огромном костре в форме свастики.

Идем по мемориалу, а навстречу нам плывет детский «бумажный» кораблик с двумя парусами… Это — напоминание о тысячах детей, весна которых была убита в 1943 году. На белых парусах имена, отлитые в металле: Марина, Настя, Зоя, Вера, Аркаша, Тема, Арина, Петя, Оля, Олежка, Сима, Витя… Эти имена взяты из лагерных документов.

За белыми парусами открывается мир детской мечты — 25 белых «мольбертов», 25 разноцветных детских рисунков, переведенных в витражи. Это рисунки детей Минского дворца пионеров, выполненные в1946 году.

И хотя мемориал окружен красивым яблоневым садом, здесь достаточно жутковатое место, в котором чувствуешь себя очень дурно. Причина — очень удачно подобранная композиция для выражения той непоправимой боли, которую доставила война тысячам детских жизней.
Покидая мемориал, пытаешься разговаривать о чем-то нейтральном, хотя мысли только об этих детях…

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59