Профессорский край, пирамида-усыпальница, библия Сымона Будного: чем еще интересна Узденщина
Почему небольшой населенный пункт Узденщины называли маленьким Парижем, правда ли, что на деньги местной знати здесь издавали книги Коласа и Богдановича, и откуда в городе пирамида-усыпальница — корреспондент МЛЫН.BY посетила дивный уголок Минщины, где можно черпать вдохновение, наслаждаясь красотой природы и оригинальной архитектурой.
Полсотни километров от столицы — и мы в Узденском районе. Знакомство с ним начинаем с поселка Первомайск. Сегодня его центром вполне можно назвать Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей. А какое-то время назад им была усадьба Кухтичи, фрагменты которой сохранились до сих пор и находятся как раз на территории лицея.
Маленький Париж
Нам повезло, несмотря на то, что был выходной день, и людей вокруг не было, рядом с усадьбой мы встретили молодого человека, который оказался учащимся лицея. Алексей согласился провести для нас достаточно интересную экскурсию и признался, что как только сам попал сюда, заинтересовался историей этого места.
В свое время усадьба Кухтичи состояла из трех частей: главного корпуса и двух боковых флигелей. Все постройки были объединены колонными галереями. Сегодня сохранились лишь флигели. Правда, находятся они в достаточно ущербном состоянии. Полюбоваться красотой можно лишь на расстоянии, потому что заходить в них опасно.
Между постройками — жилой дом на несколько квартир. Скорее всего, на его месте и стоял усадебный дом (конец ХVIIІ — начало ХХ века). Войдя в него, гости оказывались в великолепном бальном зале с высокими окнами. Внутри дома было несколько комнат-салонов с лепниной, дубовыми панелями и антикварной мебелью. К парадному двору вела очень широкая аллея. Именно так описывают историки былую усадьбу.
— От некогда роскошного имения Завишей в Кухтичах осталось не так много. Большинство построек — в полуразрушенном состоянии. В зданиях флигелей в советскую эпоху сначала жили люди, потом шли занятия ПТУ, — прогуливаясь с нами, рассказывает Алексей. — Сейчас оба в аварийном состоянии. Мельница полуразрушена. В стенах конюшни — гаражи. Речка Уздянка больше напоминает ручеек. Не поверите, но когда-то она была судоходной!
За все время своего существования имение Кухтичи нередко меняло свое предназначение. После Октябрьской революции на его территории был создан совхоз, в 1938 году — организована машинно-тракторная станция «Пограничник». В кальвинистском сборе оборудовали электростанцию для нужд народного хозяйства.
Магнатский род
Долгое время имением владели представители одного из самых влиятельных и знаменитых белорусских родов — Завиши. Их род существовал почти шесть столетий и дал миру множество государственных деятелей, военных, дипломатов, ученых. Завиши упоминаются в Литовских метриках рядом с Радзивиллами, Сапегами, Ходкевичами.
Особенно тесно судьба Завишей связана с Минском. В создании архитектурного ансамбля площади Свободы они сыграли особую роль. Завиши участвовали в сооружении монастырей: бернардинского, иезуитского (ныне Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии), базилианского (ныне музыкальная гимназия-колледж), доминиканского костела св. Фомы Аквинского (взорван в 1950 году).
В конце XIII века некто Завиша Ружич (по названию первого герба Завишей «Роза») оказался при дворе чешского короля Вацлава. Сам король ушел в военный поход, а королевство оставил своей матери — королеве Агнешке. Рыцарь Завиша так очаровал королеву, что та вышла за него замуж и передала ему управление всем государством. Когда Вацлав вернулся, он был в шоке. Но ради матери не стал ничего предпринимать.
Спустя несколько столетий, в XVI веке, в усадьбе Кухтичи родился Ян Казимир Завиша — известный белорусский ученый, один из родоначальников белорусской археологии. Он создал первую карту памятников археологии каменного века в Западном крае Российской империи, проводил раскопки, исследовал городища, курганы, стоянки.
Самым ярким представителем рода был Крыштоф Завиша — дипломат, участвовавший во всех переговорах от Речи Посполитой, несколько раз встречался с Петром I. Говорят, когда спустя какое-то время Петр I был на приеме у литовских дворян-шляхтичей, на зависть всем он одарил Завиша золотой табакеркой. В 1700 году Крыштоф путешествовал по Италии и привез в Минск подаренные Папой Римским мощи святого Фелициана, передав их в костел отцов-иезуитов (Кафедральный костел на площади Свободы). В этом костеле Крыштоф и был похоронен.
Казимир Завиша был генерал-майором коронного войска. Свадьбу 40-летнего жениха чуть ли не лично устроил Станислав Август, сосватав за него дочку своего приближенного Тадеуша Липницкого. Казимир Завиша увез молодую жену из блистательной Варшавы в родовое имение Кухтичи, которое она быстро превратила в центр всей Минской губернии. Имение даже называли маленьким Парижем! Анна организовывала балы, салоны, устраивала игры в фанты. В общем, жизнь в Кухтичах кипела. Однако хозяйка скоропостижно скончалась после сложных родов, и жизнь здесь замерла.
Яркая, удивительная, но не менее трагическая судьба выпала Магдалене — дочери Яна Завиша. В 19 лет Марию Магдалену выдали замуж за богатого польского магната Красинского, который был намного ее старше. Через десять лет Красинский умер. А Магдалена переехала в Кухтичи. Во время путешествия в Лондон она познакомилась с молодым князем, офицером Николаем Радзивиллом, который был на 19 лет ее моложе. В 1906 году они поженились и уехали в Кухтичи.
Николай Радзивилл увлекся собиранием фольклора: записывал народные песни, обычаи, старинные легенды, обряды. Свои записи отправлял в Петербург, в Географическое общество. Князь был достаточно предприимчивым хозяином, он построил железнодорожную ветку для вывоза леса. Вместе с супругой он финансово поддерживал издательское объединение «Загляне сонца і ў наша аконца», спонсировал издание «Нашей нивы», открывал белорусские школы. Именно они помогли в издании книги Богдановича, поставив условие — родовой герб должен быть на всех книгах. Поэтому «Лебедь» Завишей есть не только на «Вянке» Богдановича, но и на ранних книгах Якуба Коласа под именем Тараса Гущи, Констанции Буйло…
Счастье Марии Магдалены, последней из Завишей, оказалось очень недолгим. В 1914 году офицера Николая Радзивилла отправили на фронт, и в первые дни Первой мировой он погиб. В 1918-м Мария Магдалена Радзивилл была вынуждена уехать за границу — имение ее было разграблено, оставаться в нем было просто опасно. Умерла она в Швейцарии в 1945 году. Есть сведения, что правнук Марии Магдалены — писатель Адам Замойский — живет в Лондоне.
Кальвинский сбор
Среди старых деревьев в наиболее приподнятой части усадьбы расположен храм — Кальвинский сбор — архитектурно-религиозный памятник оборонительного типа середины ХVI века. Построен он был одним из первых владельцев усадьбы Матеем Кавечинским. В настоящее время памятников, подобных ему, только два — в Заславле и Сморгони. Был еще один кальвинский сбор в Дзержинске, но его разрушили большевики.
В XVI веке кальвинизм не был особенно распространен, и нередко верующим приходилось защищаться от представителей «более традиционных религий». Отсюда и башни с бойницами с двух сторон от входа, через которые можно отстреливаться в случае нападения. Стены тоже довольно внушительные — их толщина больше полуметра. Внутреннее пространство сбора представляет собой круглый зал со стенами, украшенными пилястрами и профильными карнизами.
Кальвинский сбор стал усыпальницей для местных землевладельцев и католической часовней. Именно здесь похоронен Николай Радзивилл, на это указывает табличка с его именем на входе. В конце 70-х годов прошлого века кальвинский сбор был под угрозой сноса. Но его удалось отстоять группе ученых. Позже здание включили в список государственных историко-культурных ценностей Беларуси.
К слову, это место тесно связано с распространением книгопечатания на Беларуси. Матей Ковечинский, несвижский староста, достаточно образованый человек своего времени, окончил университет в Германии, хорошо владел несколькими языками, вел просветительскую деятельность на Беларуси. Именно Матей Ковечинский издал катехизис Сымона Будного. Причем в Кухтичах. Здесь же Будный написал вступление к Библии на белорусском языке, а Ковечинский — посвящение к ней. Кстати, считается, что типографию и бумажную фабрику они в свое время открыли вместе.
Пирамида-усыпальница
Еще одну не менее интересную достопримечательность, датируемую второй половиной XIX века, мы отыскали на городском кладбище в Узде. Это усыпальница, построенная в виде каменной пирамиды, наподобие пирамиды-усыпальницы египетских фараонов. К слову, размеры ее тоже впечатляют. Высота около 10 метров. В верхней части гробницы сделана небольшая потайная молитвенная комната. Нижняя часть использовалась как склеп для захоронений.
Сейчас посмотреть на усыпальницу можно только снаружи. Памятник разграблен искателями кладов, поврежден вандалами. С 2011 года он внесен в список историко-культурных ценностей и находится под защитой государства.
Узденщина талантливая
Ни для кого не секрет, что Узденщина — малая родина многих белорусских деятелей искусств, науки, культуры и вообще талантливых людей. Этот регион часто называют «соловьиным краем». Отсюда вышли Пётр Глебка, Кондрат Крапива, Алесь Якимович, Илья Гурский, Алесь Пальчевский, Антон Белевич, Сымон Баранавых, Виктор Козловский, Язэп Мазуркевич, Кастусь Шавель, Василь Ширко, Даир Славкович, Алена Гурская, Василий Гурский. С этих мест идет родословная Янки Купалы. Отец Янки Купалы Доминик Луцевич в 1846 году был крещен в Узденском костеле, а семья Луцевичей жила на Узденщине.
Что еще интересно, что среди всех населенных пунктов этого края есть один уж больно необычный. Небольшая деревушка Низок «подарила» стране около десятка поэтов, писателей, художников и деятелей науки.
Ученый из Наднемана
Среди местных жителей района бытует поговорка: «В какую хату не войдешь, академика или писателя найдешь». Судите сами, мировую известность Беларуси принесли 22 ученых и 33 кандидата наук из Узденского района. Это родина 11 академиков Национальной Академии наук Беларуси.
Пожалуй, один из самых известных ученых — Яков Наркевич-Иодко. Остатки от его бывшей усадьбы «Наднеман» находятся в одноименной деревне, на границах Узденского и Копыльского районов, в 20 км от Узды.
Яков Оттонович Наркевич-Иодко — белорусский ученый в области медицины, изобретатель электрографии и беспроволочной передачи электрических сигналов. Он внес значительный вклад в развитие мировой науки. Зарубежные газеты называли Наркевича-Иодко «электрическим человеком» и высоко ценили его научные достижения.
Узденщина — поистине живописный уголок Минщины, который стоит посетить, чтобы насладиться не только красивейшими пейзажами белорусской природы, но и заглянуть в прошлое.
Автор фото: Анна Меркушевич