Меню

«Памятники говорят»: трагедия в деревне Чурилово

В тот январский день в доме Кучуков находились сами хозяева, их дети, племянник Алексей, а в сарайчике прятались трое партизан.

Это было в январе 1943 года. Житель деревни Чурилово Петр Андреевич Кучук был дома, занимался обычными домашними хлопотами. Даже кое-какие «женские» работы выполнял, так как его жена София ходила беременна четвертым ребенком. Незапланированным было такое прибавление в семействе, ведь младшей дочери Оле исполнилось пятнадцать лет, а сыновья-погодки Вова и Вася родились соответственно в 1927 и 1926 годах. Опять же, неспокойное военное время. Но, раз уж так получилось, готовились потихоньку к рождению младенца. Хозяйка хотела бы еще одну дочурку.

Несколько дней назад в доме появился нежданный гость, племянник Алексей Красовский. Он был кадровым военным, летчиком, войну встретил в звании капитана. Точных сведений о его боевом пути в первые годы войны выяснить не удалось. Можно предположить, что во время наступления фашистов его часть попала в окружение, позже, оказавшись на оккупированной территории, примкнул к партизанам. Фактом остается то, что зашел Алексей к родичам в Чурилово по дороге к родителям в деревню Добрынево Дзержинского района.

Во время открытия памятника.

И совсем внезапно появились в тот январский день на подворье Кучуков трое незнакомых партизан, в том числе и одна женщина, медицинский работник. Прибились они сюда лесными тропами после расправы гитлеровцев над мирными жителями недалекой деревни Литовец. Хотели переждать здесь немного и двигаться дальше по своим делам. Рисковали хозяева, принимая таких гостей-деревня же немалая, полицаи по улицам шастают. Но и выпроваживать с подворья не стали, иначе бы сразу попали те на чужие глаза. Оставили на ночлег, попросили-приказали не высовывать носа из сарайчика.

Да, видимо, и такие меры предосторожности не помогли. Или полицаи заметили какие следы, или кто из односельчан-недоброжелателей учуял неладное и донес оккупационным властям. Фашисты вместе с полицаями появились во дворе неожиданно для всех. Из сарая раздались выстрелы. В ответ-шквал огня, полетели гранаты. Здание загорелось. Хозяин выбежал из дома, пытался убежать, да вражеские пули догнали Петра Андреевича. Подожгли дом. Засуетилась София, в отчаянии не знала, куда бежать. И ее, беременную, скосила вражеская пуля. Не видела она, как фашисты расстреляли ее детей, как погиб Алексей Красовский.

После жестокой расправы фашисты пригнали к месту гибели девятерых соседей, других сельчан и через переводчиков, полицаев объявили: так будет со всеми, кто не станет подчиняться новым властям, а тем более оказывать им сопротивление, помогать партизанам. А еще был строгий приказ не убирать, не скрывать тела погибших, чтобы все могли долго видеть, что ждет нарушителей оккупационного режима. И обгоревшие тела партизан, расстрелянных во дворе хозяев, уничтоженных детей в течение нескольких дней оставались немыми свидетелями жестокой расправы. Очевидцы позже рассказывали, что, когда фашисты покинули деревню и односельчане решили похоронить останки погибших, тело женщины стало уже гнить, свиньи разорвали живот, звери и птицы растягивали кишки. Где-то там был и нерожденный детеныш. Жуткий рисунок. Ужасное лицо войны.

Опасаясь расправы, чуриловцы тайком похоронили семью Кучуков и их гостей на деревенском кладбище. Долгое время, даже в послевоенные годы, это место никак не было обозначено. Не осталось в деревне и окрестных деревнях близких родственников, а о трех партизанах вообще ничего неизвестно: кто, откуда, где искать их родню.

Прошло несколько десятилетий. Неожиданно в Чурилово объявилась Валентина Вишневская, родная сестра Алексея Красовского, которая жила в Барановичском районе. Кто-то ей передал о месте трагической смерти брата. Женщина ходила по деревне, расспрашивала возможных очевидцев страшного события. Кое-что удалось выяснить. На кладбище отыскали едва заметный бугорок среди лощины-здесь похоронен прах бывшего летчика, партизан и мирной семьи. Обратились к представителям местной власти с просьбой увековечить память погибших. Узденский сельский Совет депутатов пошел навстречу.

Торжественное открытие памятника состоялось в 2006 году, через 63 года после трагедии. На месте братской могилы на деревенском кладбище появилась стела из мраморной крошки, где высечены фамилии Петра Андреевича Кучука, его жены, трех детей, племянника Андрея, трех неизвестных и сегодня партизан. На торжественном митинге выступили ветеран Великой Отечественной войны Василий Тарасович Кучук, односельчанин, очевидец трагедии Михаил Григорьевич Гейсик (сегодня их уже нет в живых), Валентина Вишневская.

Долгое время досматривала памятник В. Вишневская, а когда занемогла, то эстафету памяти перенял далекий родич семьи погибших Владимир Степанович Кучук, живущий в Минске. Он и сообщил о некоторых подробностях трагедии. Время от времени навещая Чурилово, привозит сюда своих детей, внуков, напутствует, чтобы и спустя десятилетия братская могила ни на день не оставалась неухоженной.

Во время открытия памятника.

Посещают кладбища и местные школьники. И не только на праздники по случаю Дня Победы, освобождения Беларуси. В прошлом году, например, библиотекарь Зеньковичской сельской библиотеки Галина Остроух организовала сюда велопробег. Старшеклассники, слушая рассказ о своих земляках и неизвестных защитниках Отечества, склонили головы в молчании…

Виктор СОБОЛЕВСКИЙ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59