Калейдоскоп

Больница начинается с приёмного покоя. Один день из жизни Марии Карповец

Районная больница – это большой слаженный механизм. Самой активной его частью является приемное отделение. Пациенты, родственники, машины скорой – постоянное движение. Пообщались с медицинской сестрой Марией Карповец и узнали, как работать с экстренными обращениями и избежать эмоционального выгорания.

Почему выбрали работу в приемном отделении больницы?

– После окончания Слуцкого государственного медицинского колледжа выпускников распределяли по Минской области. Несколько учебных практик я провела здесь, в Узде. Мне понравился город и больница, поэтому присмотрела себе это место для работы после обучения. Успела поработать в гинекологическом отделении и даже на Семеновичском ФАПе, но это все не мое. Спустя время предложили должность в приемном отделении, поняла, что такой формат мне ближе, вот и тружусь здесь уже 6-й год. Работа в приемнике непростая: постоянные американские горки. Никогда не знаешь, что новый день тебе принесет. Должна быть соответствующая физическая и эмоциональная выносливость, которая у меня как раз есть. Ты просто знаешь, что должен оказать первую медицинскую помощь и облегчить состояние человека, помочь ему.

Что входит в обязанности?

– С самого утра рабочий день начинается с оформления пациентов в отделения больницы. Перед этим проводится забор крови для анализов, измеряется температура тела, выполняется кардиограмма сердца, назначения врача и многое другое. После распределяем пациентов в соответствующие отделения. Иногда достаточно и первой помощи, до госпитализации не доходит. Ко мне же поступают все пациенты с машин скорой помощи. Им оказывают первую помощь, но, если нужно уточнить исследования, подтвердить или опровергнуть диагноз, госпитализировать, тогда уже без нас не обойтись.

Работа медицинской сестры приемного отделения построена на постоянном контакте не только с пациентами. Я должна знать всех врачей, других сотрудников больницы, а также сотрудников компетентных организаций, с которыми взаимодействуем. Например, обращается человек с жалобами, говорит, что его кто-то избил. Врач проводит осмотр, если телесные повреждения имеют криминальный характер, я должна сообщить в милицию. Мы не разбираемся, было ли преступление, это задача компетентных органов, но отреагировать и просигнализировать мы обязаны. Также активно взаимодействуем с сотрудниками МЧС. Подаем им данные об ожоговых пациентах, каждый день передаем данные о количестве пациентов в отделениях, в том числе лежачих. Это необходимо на случай экстренной ситуации. Случись что, спасатели должны знать, сколько и каких людей в здании, чтобы грамотно их эвакуировать. В кабинете у меня установлена сигнализация. Если поступает сигнал о возможном возгорании, мы уже на связи, я проверяю и передаю им данные.

– Что для вас сложнее: эмоциональная или физическая нагрузка?

– Мой график работы: сутки через трое. За это время успеваешь сделать много разной работы. У меня в подчинении есть санитарка, вместе мы перекладываем пациентов с каталки, возим на рентген и анализы. Поэтому физическая нагрузка нормальная, я уже привыкла. Что касается эмоциональной нагрузки, то вся сложность заключается в том, что приходится работать с разным контингентом. Ты обязан уважительно относиться ко всем, хотя люди приходят со своим настроением, чаще всего с плохим, потому что им что-то болит. Пациент может проявлять агрессию, плакать или кричать, случаются панические атаки. Кто-то, бывает, грубо выражается, но я не реагирую, позволяю высказаться, выпустить эмоции. После этого человек успокаивается, потом даже извиняется, потому что понимает, вспылил не по делу. Отношусь к этому с пониманием. Чужую боль сложно прочувствовать, даже если ты медик. Моя задача оказать первую помощь, а не оценивать психическое состояние человека, находящегося в стрессе, и доводить до конфликта.

– Как избежать эмоционального выгорания?

– Для работы здесь нужно иметь стабильную психику, потому что все пропускаешь через себя. К сожалению, многие люди не любят слово «подождите», не хотят пропускать детей или тех, у кого срочные показания. А ты все это видишь, близко воспринимаешь. Конечно, иногда нужно и строгим тоном сказать, голос повысить, но люди услышат, все поймут и потом уходят довольные. Первое время я очень переживала, думала, что не помогла кому-то, не успела, но со временем, с опытом стала дистанцироваться, потому что уже не выдерживаешь. Нужно беречь свои нервы. Выходные – это отдушина. Первый день еще думаешь про работу, а потом отвлекаешься, и на следующую смену приходишь полностью перезагрузившись.

– Как прошла смена в новогоднюю ночь?

– Нельзя сказать, что будние дни более загружены, чем выходные, или наоборот. В этом году я сама напросилась работать 31 декабря. Слава Богу все прошло спокойно, без экстренных: несколько травматологических и ротавирусных обращений. Плюс атмосфера соответствующая, все поздравляют, поэтому не так страшны смены в праздники.

Текст: Елизавета ЛЕЩИНСКАЯ

Фото: Сергей ШАРАЙ