Семейный очаг. Как не породить полную вседозволенность у детей
«Дети теперь неуправляемые», – жалуются многие родители. У самой сын-подросток. Чего уж там скрывать, возраст трудный.
За что попадало раньше
Когда с ребенком маленьким гуляли во дворе, пожилая соседка не раз рекомендовала браться иногда за ремень, мол, без него воспитать хорошего человека сложно. Глядя на ее интеллигентного взрослого сына, всегда думала: неужели и он заслуживал жестких наказаний? Мать не скрывала, что в детстве ему часто попадало и за лень к учебе, и за вранье, и за другие проступки. Зато теперь достойный и успешный человек. В таком духе воспитывали практически всех советских детей.
А теперь можно только пожурить

В наше время домашнее наказание приобрело черты изуверства и насилия. И как только ввели ответственность за жестокое обращение с детьми, мир медленно покатился по наклонной. Воцарилась полная безнаказанность. Ребенок солгал или украл – ну пожурят дома немного; ударил девочку – мама только пальцем погрозит. Вспомнился юмор кавээнщика в тему: «Сейчас детей бить нельзя, и это проблема, потому что у отцов пока нет других инструментов воздействия на них. Они дерутся – жена просит сделать что-нибудь. А что я могу? Теперь моя миссия в доме, как у ООН. Дети там убивают друг друга, а я выражаю озабоченность, крайнюю обеспокоенность, и жду, когда США в лице мамы введет санкции: отберет мультики и сладости».
Наказать все же стоит… и пожалеть
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. От наших бесед и нравоучений, действительно, эффект нулевой. Для воспитания современных детей нужны глубокие познания детской психологии. По наблюдениям социологов, ими обладают не более 15 % психологов и около 2 % родителей. Остальные просто игнорируют проступки, порождая тем самым полную вседозволенность.
Специалисты уверяют: наказывать надо и сразу же, как только нарушение совершено. Но избивать, унижать – нельзя! Сила воспитательного процесса не в жестокости, а в неотвратимости. Наказали, а после обязательно надо пожалеть.
Чтобы не озлобить, надо любить
Знакомая до сих пор не может забыть, как мать лупила ее в детстве учебником по голове за плохие оценки, как обзывала за проступки и какие жесткие были пощечины, что огрызалась в ответ. Отношения у них теперь сносные, периодически созваниваются, но нет той теплоты, как между родными людьми в по-настоящему любящей семье.