Меню

Каждый день подстерегала опасность, а в письмах домой писал «все нормально, не волнуйтесь…»

Тот, кто побывал в горячих точках, вряд ли станет смаковать подробности нынешних боевиков об их действиях. «Афганская школа» многому научила и Ивана ГУЛАКА.

Когда в райвоенкомате у Ивана Гулака спросили, в каких войсках он хотел бы служить, тот особо не задумывался, сказал: «Брат Василий был связистом, и я бы не против«. Так и получилось. Шесть месяцев учебки в части возле города Муром, что во Владимирской области, для парня пробежали быстро. Без проблем привык и к армейской жизни. Ему, выпускнику Семеновичской школы и Узденского СПТУ-10, до армии удалось еще и пятимесячные курсы по подготовке водителей закончить, даже несколько месяцев поработать в колхозе «Новае жыццё».

И вот армейские будни. Начинал, как и готовили, связистом под Можайском, после в знаменитой еще с лет Великой Отечественной войны Кантемировской дивизии. А в конце 1980-го неожиданное направление в Афганистан.

Наша часть стояла в пятнадцати километрах от Кабула, — рассказывает Иван Иванович. — Рядом находился афганский полк-автобаза, неподалеку-советский автомобильный батальон, а наш отдельный ремонтный батальон в основном воссоздавал военную технику. Приходилось возвращать жизнь танкам, бронетранспортерам, боевым машинам пехоты, которые сильно пострадали во время боев с душманами. Где-то танк взорвался на мине, БТР обгорел после меткого попадания из миномета, новые двигатели ставили на место взорванных гранатами. Так что полученные в учебке навыки связиста почти и не востребованы были, чаще использовал знания по технической части из училища. В частности, и работу электрика выполнял, менял электропроводку.

Рядом с Гулаком несли службу в основном русские, украинцы и узбеки. Из белорусов только двое, один парень из Витебска и один — из Могилевской области, но непосредственно с ними редко приходилось общаться. Да особой и необходимости в том не было — все там, за границей, были «наши». Старались помогать друг другу, учились и с врагом бороться, и преодолевать «внутренние» трудности – выполнять возложенные на часть обязанности в условиях неимоверной жары, пыли.

Не только ремонтными работами занимались бойцы батальона. Не раз Гулак в качестве водителя автомобиля ЗИЛ-130 в составе колонны отправлялся за питанием, углем, дровами, другим грузом в Термез, вторыми дальними и ближними населенными пунктами. Впереди колонны-бронетехника, позади также группа сопровождения. Такие меры предосторожности не были лишними, так как нередко их механизированный караван обстреливали. Не раз видели раненых друзей, их гибель. Еще худшие воспоминания остались от работы, о которой сегодня вспоминать вообще не хочется-заваривать цинковые гробы. А домой в это время приходили однотипные (мама говорила, как под копирку) письма: все хорошо, служба идет нормально, трудностей нет, не волнуйтесь, скоро вернусь…

Вернулся через полтора года, когда закончилось время срочной службы. Родичи, коллеги по колхозному водительскому цеху долго не знали подробностей непростых армейских будней наших воинов в Афганистане. И позже, когда после распада Советского Союза были сняты многие ограничения по распространению «секретной» ранее информации, побывавшие там не спешат хвалиться увиденным и пережитым.

Выросли дети, подрастают внуки. Страшные афганские воспоминания родители, дедушки вряд ли могут передать в полной степени переживания почти сорокалетней давности. Лучше не тревожить такое прошлое. А фильмы-боевики о кровавых драках в прошлом и о нынешних горячих точках в доме Гулака не любят смотреть…

Виктор СОБОЛЕВСКИЙ, Сергей ШАРАЙ (фото)

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59