Меню

Спасение начинается с диспетчера. Провели сутки на дежурстве с Александром Лихадиевским

Когда случается пожар или есть хотя бы намек на возгорание, мы  набираем на телефоне 101 или 112

«Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?» Эти слова слышит каждый позвонивший на 101 или 112. Диспетчер первый, чей голос услышит человек, попавший в беду, первый, кто даст понять, что вы больше не один на один со своей проблемой.

Александр Лихадиевский четыре года работает диспетчером центра оперативного управления РОЧС, который находится в пожарной аварийно-спасательной части №1 г. Узда по ул. Степанова, 7. Здесь обеспечивается устойчивая связь с пожарными аварийно-спасательными постами, оперативными службами района, координируются звонки и выезды. Сюда поступают и повседневные оперативные сообщения, и сигналы о чрезвычайных ситуациях, и звонки для переадресации на 102, 103, 104 (в  панике люди набирают 101), и даже поздравления с профессиональными праздниками. Задача Александра на протяжении дежурных суток третьей дежурной смены (спасатели несут службу в трехсменном режиме — сутки через двое) — моментально  отреагировать на тревожный звонок: в пределах нескольких секунд оценить ситуацию, получить максимум информации о происшествии и направить технику. Уточнить важные детали ЧП бывает очень непросто, когда люди охвачены страхом.

Сутки на посту

Ровно 24 часа — с 8.00 до 8.00 — длится дежурство. Центр оперативного управления (ЦОУ) районного отдела по чрезвычайным ситуациям — это отдельное, специально оборудованное помещение: с картами Узденского района и Минской области, картой водоисточников, компьютерами. Телефонная станция, принимающая звонки 101 и 112, — современная и довольно компактная. Линия регулярно проверяется: диспетчер должен быть уверен, что с аппаратурой все в порядке. К слову, посторонних в ЦОУ не пускают, никто и ничто не должно отвлекать диспетчера от работы. В зависимости от места происшествия диспетчер поднимает по тревоге ближайшее подразделение.

— Люди теряются в панике. Хозяева горящих строений,  бывает, кричат, плачут, грубят. Для нас это все привычно. В беде людям трудно справиться с эмоциями, — рассказывает Александр. — Мы стараемся успокоить человека и оперативно направить спасателей по вызову. Ложные вызовы достаточно редки: «где-то дымит», «что-то вдалеке горит». Бдительные граждане оценить оперативную обстановку на удалении  не способны. И когда к месту вызова прибывает наша техника, выясняется, что, например, из открытой двери бани шел пар или за хозяйственной постройкой хозяин участка развел костер. Конечно, благодарим за такую внимательность. В практике уже не один десяток случаев, когда благодаря  сообщениям неравнодушных граждан пожары были ликвидированы оперативно и с минимальным ущербом. Дети, кстати, не балуются — наверное, положительный эффект дает наша максимальная открытость: группы учащихся школ, воспитанников детских садов по предварительному согласованию с руководством посещают и пожарную часть, и пожарные посты. Здесь, в Узде, мы показываем экскурсантам ЦОУ и не только — есть у нас отдельный компьютер, определяющий номера заявителей и фиксирующий все поступающие сообщения с сохранением аудиофайлов. Дети знают: баловаться с экстренными службами нельзя! Это влечет не только ответственность согласно законодательству. Ведь техника и личный состав, направленные по ложному вызову, могут в это же время понадобиться для оказания помощи  тем, кто действительно попал в беду.

Поступают и забавные звонки. Например, дети, как правило, дошколята, пока мама на кухне, звонят пожелать нам хорошего дня, рассказать, что хотят стать спасателями, похвастаться, какие у них есть игрушечные пожарные машинки. В таких случаях не прерываем разговор с ребенком, пока он по нашей просьбе не передаст телефон кому-то из взрослых — нам необходимо убедиться, что ребенку ничего не угрожает и он в безопасности.

Часто  звонки поступают с мобильников в кармане, кнопочных или сенсорных с разблокированным экраном. Телефон сам набирает 101 или 112, мы слышим только шуршание. Естественно, перезваниваем на определившийся номер, уточняем, все ли у человека в порядке и не нужна ли ему наша помощь.

Довольно часто спасатели на боевой технике выезжают для оказания помощи — в таком случае диспетчер МЧС принимает звонок от диспетчеров или дежурных других служб.

Работа команды

После выезда на ликвидацию ЧС боевого расчета диспетчер находится на связи со всеми направленными по вызову подразделениями, контролирует их в пути, получает уточненную информацию. В зависимости от складывающейся ситуации поднимает по тревоге и высылает дополнительные силы и средства: например, на момент звонка, по сообщению заявителя, горела сухая растительность — по прибытии первой пожарной автоцистерны горят два сарая и начинает загораться жилой дом.

— Часто ли звонят с просьбой снять котенка с дерева?

— Поступают и такие звонки, правда, на них спасатели по боевой тревоге не выезжают. Конечно, нам важна и ценна каждая жизнь, но не всегда  необходимо задействовать огромные пожарные машины со специальным инструментом. Незамедлительно мы действуем, когда есть прямая угроза жизни — в первую очередь, человеческой, то есть в случае горения или задымления, ЧС на воде, высоте. А в целом мы даем эффективные советы, как «сманить» кота с дерева при помощи ароматной колбаски или настойки валерианы. Если обращается пожилой человек,  который не способен в силу возраста приставить в дереву, например, лестницу, конечно, направляем к нему ответственного по гарнизону инспектора, тот оказывает необходимую помощь. Случалось, помогали выбраться лошади, опрокинувшейся в глубокую канаву и запутавшейся в сбруе и остове разбитой повозки, выпутывали из сетки на деревьях птиц, снимали упавшего на штырь столба аистенка, отогревали примерзшего ко льду крылом лебедя…

Каждый такой выезд — индивидуален, согласовывается с центром оперативного управления Минской области. Нам необходим максимум информации и одновременно понимания со стороны граждан. Согласитесь, если вся техника будет задействована на спасении котов с деревьев (с этим способен справиться  фактически каждый взрослый), и вдруг случится настоящее несчастье — драгоценные минуты для спасения людей будут потеряны. Мы никогда и никому не отказали в помощи, от маленькой птички до котенка в канализации. Мы всегда радеем за каждую жизнь — коллеги ежегодно выносят из горящей травы ежей на безопасное от очага возгорания расстояние. Но порой нам очень важно, чтобы звонящие слышали нас…

Нашу беседу прерывает телефонный звонок. Скажу честно, у меня похолодели руки. В голове стали возникать картинки, как в кино: горящий дом, паникующие люди, кричащие дети… Но ничего серьезного, рабочие моменты.

Звоните, мы поможем

Как вы уже поняли, далеко не всегда телефонный звонок сообщает о трагедии, о чрезвычайной ситуации. Не все выезды — на пожар (именно пожары лидируют в списке ЧС еженедельно, ежемесячно и ежегодно), есть и отдельная группа — на помощь населению. Например, у человека  неожиданно захлопнулась дверь, а ключи остались в квартире.  Ребенок засунул ручку в радиатор отопления, «примерил» на голову горшок или детский пластмассовый стульчик… Иногда требуется транспортировка тяжелобольного с первого на пятый этаж.

Диспетчер быстро оценивает ситуацию и направляет коллег на помощь тем, кому это необходимо.

Не только отвечать на звонок

За те четыре часа, что я провела в центре оперативного управления, звонков о серьезных происшествиях на территории Узденского района не поступило. Этот весенний будний  день не самый сложный, по словам спасателей. Более напряженные, как правило, пятница, выходные, предпраздничные и праздничные дни. С наступлением весны люди наводят порядок на приусадебных участках, разводят костры, готовят шашлыки —  вызовов прибавляется.

Обязанностей у диспетчера множество, дежурные сутки бывают и «прохладными», и «горячими». Такая работа требует и профессионализма, и самообладания, и выдержки, и невероятной психологической закалки. Помните: чем скорее вы позвоните в МЧС, чем четче сформулируете ВАЖНЫЕ «что произошло? где произошло?», тем быстрее к вам будут направлены подразделения.

Свободное от несения службы время Александр проводит с семьей, увлекается футболом.

— Выходные провожу с близкими, уделяю внимание друзьям, — говорит молодой человек. — Служба — часть моей жизни, родные уважают мою профессию и не удивляются, когда мои сутки приходятся на Новый год или день рождения. Жена готовит наивкуснейшие ссобойки, всегда интересуется, как прошло дежурство.

Подводим итоги

Центр оперативного управления покидала с двояким чувством. С одной стороны, как журналисту, мне хотелось показать напряженность работы диспетчера МЧС, его умение моментально реагировать на оперативную обстановку. В общем, хотелось чего-нибудь «эдакого». С другой — как жительница райцентра, со спокойной душой могу констатировать: район живет нормальной размеренной жизнью, эффективно работает блок надзора и профилактики отдела — люди знают и соблюдают правила безопасности. Замечательно, когда ничего экстраординарного не происходит. Почаще бы нашим спасателям выпадали такие «монотонные» служебные будни.

Текст: Дарья Яскович

Фото: Сергей Шарай

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59