Стал единственным мужчиной в семье
В первые дни войны погиб на фронте его брат Константин, в августе 1944-го – отец. Такое не забывается…
Без малого шестьдесят лет прожил Вячеслав Горельский в Бервищах, многие молодые односельчане считают его здешним. Однако родился он в околицах Долгиново, в Крастинтерне (это деревушка, как и Красное, Веселое, Верхнёман, расположено совсем рядом, поэтому некоторые горожане называют себя долгиновцами).
Сначала, в 1926 году, в семье колхозного бригадира Михаила Горельского и его жены Авалины родился сын Костя – затем-дочь Анна, через три года-еще одна, Ядя, а в 1932-м появился на свет и Славик. Из довоенной жизни он помнит, как работали односельчане на ферме – досматривали коров, лошадей, как отец распределял людей на разные работы, заботился о том, чтобы животное было вовремя накормлено, чтобы снаряжение для лошадей было в порядке.
Константин пошел служить в армию, а после решил стать военным. Вступил в партию, учился в офицерской школе. Великую Отечественную войну встретил на Украине. В одном из первых боев его часть потерпела поражение. Уцелели в жестоких сражениях немногие. О судьбе Константина земляка узнали от его друга, который участвовал в том бою. После разгрома части ему удалось вырваться из окружения, пробиться по оккупированной территории, пока не наткнулся на своих людей, которые привели его в партизанский отряд. И только после освобождения рассказал он Горельскому, что Константин погиб в июне 1941-го.
Три года жили долгиновцы в оккупации. Немцы разделили бывшую колхозную землю, лошадей. Сначала почти в каждом дворе были и коровы, свиньи, овцы, куры. Люди работали, как и до войны, на своих наделах, только редко собирались вместе, боялись появляться днем в людных местах, и молодежь по вечерам не устраивала прежние погулянки. За связь с партизанами немцы расстреляли нескольких жителей деревни, еще молодых, лет по 20-25, парней. И на работы в Германию сколько человек вывезли. Поэтому и осторожничали оставшиеся. После первой военной зимы начался голод — домашний скот или немцы побрали, или с партизанами поделились.
Вячеслав работал с родителями, сестрами. Немцы пытались наладить работу сельской школы. Неохотно шли туда дети, да заставляли. Но и в таких условиях та школа работала с перерывами. Слава до войны закончил первый класс, второй и третий прошел по сокращенной программе военного времени.
После освобождения Беларуси ушел на фронт сорокопятилетний Михаил Горельский. Примерно через месяц в деревню приходит сообщение о его гибели. Остались сиротами трое детей. Сестры сразу же стали работать в восстановленном колхозе, а Вячеслав сначала учился в местной начальной школе, затем ходил в Лошу. Закончил семь классов, а дальше не было за кем – надо было и ему работать. Дядя, вернувшийся с фронта, помог устроиться в леспромхоз в Лошу. Поручили парню на лошади вывозить из леса древесину. Небольшие деньги платили, но хоть такая подмога была семейному бюджету, ведь в колхозе вообще ничего не платили.
В 1951 году надел Вячеслав армейский шинель. Служил в украинской Жмеринке. Окончил школу сержантов, два года после был писарем при штабе – за красивый почерк, аккуратность и ответственность при выполнении любого задания получил это место.
После армии были шоферские курсы и 35 лет за рулем автомобиля. Сначала возил на объекты рабочих леспромхоза, затем-в узле электросвязи, а завершил свою рабочую карьеру, уже на заслуженном отдыхе, сторожем.
В Бервищи Вячеслав Михайлович перебрался в 1962 году после свадьбы. С Софией Васильевной, которая постоянно работала швеей на комбинате бытового обслуживания, прожили 41 год. После ее смерти один ухаживает за приусадебным участком и территорией перед домом, где раньше стоял деревенский клуб. Из выращенного в собственном подворье овощей столько закаток-припасов на зиму заготовит, что другая женщина позавидует. Сын с семьей жил в Молодечно, часто посещал отца, которому идет 88-й год. А недавно его не стало. Теперь утехой ветерана труда и очевидцы некоторых событий военной пары остаются два внука.
Виктор СОБОЛЕВСКИЙ