Настоящий музей из вещей сельской жизни собрали семья Узденщины

Сотни интересных вещей из сельской жизни собрали дачники из деревни Каменка.

Не раз слышал о домашнем музее – «Белорусской хатке» Николая и Тамары Мисник из поселка Каменка. Сначала думал: ну что интересного можно там увидеть, чем смогут удивить хозяева – старинной прялкой, керосиновой лампой или цепом, которым работали наши предки-крестьяне? Но такие вещи есть в каждом районном краеведческом музее, их можно увидеть и в обычном сельском клубе или во дворе дачника. Но, побывав в усадьбе Мисников, мне пришлось кардинально изменить своё мнение. Тому, что Тамара Евгеньевна и Николай Антонович собрали за десятилетия кропотливых поисков, позавидовал бы даже районный музей! Столько артефактов в одном месте – чем не повод, чтобы эта коллекция стала поводом гордиться нашим Узденским краем, Беларусью.


С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ
Этот дом на улице Солнечной в посёлке Каменка – малая родина Тамары Мисник. После школы девушка поступила на филологический факультет Белорусского государственного университета. Каждые выходные приезжала в деревню на берегу реки Уса, слушала воспоминания бабушки и других пожилых людей о своей прошлой жизни.

Во время студенческой практики она отправилась в фольклорную экспедицию в Столбцовский район, где было много интересных встреч, знакомств, воспоминаний людей об условиях труда, быта, отдыха сельских жителей, записывались народные поданья. Также обращала внимание на вещи, которые десятилетиями хранились в домах и помогали представить себе жизнь наших предков пятьдесят, сто и более лет назад. Тогда и возникла идея когда-нибудь собрать коллекцию подобных инструментов, предметов быта.

С этой мыслью она жила всё оставшееся время учёбы, и работая в одной из минских школ. А в 1997 году судьба привела Тамару Евгеньевну в Национальную библиотеку Беларуси, где она и по сей день работает заведующей одним из секторов. Вышла замуж за Николая Мисника, работника строительной организации родом из Толочинского района Витебской области. И их взгляды и отношение к нашему прошлому совпали.
Когда родителей Тамары не стало, семья стала чаще приезжать в Каменку. К старому дому достроили пристройку и оформили его на современный лад. Во дворе появился колодец, помимо печного отопления – газовое, баня. «Каждые выходные мы были в деревне, – вспоминает Тамара Евгеньевна. – Рядом речка, лес, здесь так легко дышится. Поживёшь день-два, и возвращаться в Минск не хочется».

Постепенно они собирали то, что сегодня не увидишь в каждом доме, в каждой деревне. Вещи передавали родственники, соседи, знакомые. Поначалу некоторым было жаль расставаться с наследством от родителей («Пусть полежит, есть не просит, авось пригодится»), но, увидев, что собрали Мисники, отдавали – здесь, в общей коллекции, они больше пользы принесут. Что-то покупали. География «поставок» обширна: соседние деревни Маковищи и Зеньковичи, Столбцовский и другие районы Минской области, Брестская и Гомельская, Витебская и Могилёвская области, Воронежская область и другие регионы России.

Когда собранным вещам стало тесно в комнате дома, пять лет назад хозяева построила во дворе дом шесть на шесть метров. «У мужа две руки, и обе правые!» – с гордостью отмечает Тамара. Внешне эта постройка ничем не выделяется среди других деревенских домов, если не считать интересной металлической таблички «Белорусская хатка» у входа. Зато внутри – оригинальная отделка стен под дерево, а на двух этажах на полу, скамейках, стеллажах, кроватях, в шкафах расположены не десятки, а сотни, а может быть, и тысячи вещей, которые собирались с 1992 года и о каждой из которых можно рассказывать долго и интересно.

С ГЛУБИНЫ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
Самые старые экспонаты в «хатке» – металлические напольные весы 1850 года, а рядом – чуть более молодые безмены. На полке заняла своё место записная книжка 1916 года, которую дальней родственнице хозяйки подарили на свадьбу. Рельсы под паровозиком во дворе, в которым Николай Антонович сделал мангал, тоже этого года. Столетний юбилей также отметили рушник-полотенце, которым были обернуты иконы в углу дома (он приехал сюда из Мозырского района), стеклянная ваза, которую держал в руках Кондрат Крапива.

Основную часть экспонатов музея составляют вещи советского периода, довоенного и второй половины прошлого века. Назовём лишь малую их часть. Экспозиция начинается с плотницких инструментария деда хозяйки, Николая Игнатовича, известного мастера-мебельщика в послевоенные годы: рубанки, пилы, стамески и многое другое. Рядом находятся ткацкий станок, льнодробилка, жернова, прялки, , гребни, катушки и другие орудия труда наших деревенских предков. А рядом — вещи, изготовленные с помощью таких инструментов: вышитые рубашки, платья и другие национальные костюмы, штаны-галифе, другая одежда, домотканые покрывала ручной работы, накидки для подушек и скамеек, наволочки, наволочки с узорами, характерными для разных регионов Беларуси, вязаные крючком скатерти. Довоенный конопляный платок, который, чтобы спасти от оккупантов, пришлось закопать в годы лихолетья и хранить там несколько лет.


В отдельном подразделе размещена столовая посуда. Плетеные корзины и чехлы для бутылок. Деревянные ночвы различного назначения, липовые бочки, кадушки для сала, глиняные горшки, кувшины с чернёной керамикой. Стеклянные бутылки, графины объёмом от одного до двадцати литров. Интересно увидеть маслобойки разных размеров и старый самовар, сундуки и куфры, довоенный патефон и деревянный чемодан, угольные утюги и оригинальные столовые приборы, детскую колыбель и радиоприёмники 1950-х годов, давно снятые с производства советские деньги и ретро-табакерки…

На втором этаже «Белорусской хатки» выставлены швейные машинки, которыми пользовались наши бабушки, телевизоры и радиоприёмники, бритвенные принадлежности и первые отечественные фотоаппараты, гармошки и самодельные бубны, часы и пишущие машинки. Отдельный уголок отведён для конской сбруи, а чтобы современные дети и взрослые имели представление о её предназначении, хозяин изготовил и установил макет лошади.

А во дворе появились более внушительные орудия крестьянского труда – плуги, конные косилка, картофелекопалка и гребалка для сена, массивная сечкарня, рабочая водоразборная колонка, стилизованная под старину. Экзотично выглядит и упомянутый мангал в виде паровоза – плод фантазии и мастерства Николая.
«МЕСТО МОЕЙ СИЛЫ»
Так Тамара Евгеньевна отзывается о своём сельском музее. «Приезжаю в Каменку, немного поработаю в огороде (а дачники выращивают огурцы и перец, помидоры и лук, крыжовник и голубику, яблоки и груши, вишни и персики, прочее – В.С.), захожу в «хатку», стою среди вещей, думаю в уединении и отдыхаю душой. Как здесь спокойно и красиво! Набираешься сил на всю следующую неделю».


Жаль, что экспонаты, собранные Мисниками, доступны для публики только один-два дня в неделю, когда приезжают хозяева. В планах — навести порядок, расставить по полкам, собрать таблички с надписями и характеристиками вещей. Здесь и так тесно, а если сделать доступ к каждому экспонату более свободным, то даже трёхкратного увеличения площади будет недостаточно. Но хозяева рассчитывают, что через некоторое время, когда они уйдут в заслуженный отпуск, у них появится больше свободного времени, дом в Каменке будет считаться не дачей, а основным местом жительства, вот тогда…
Фото Сергея Шарая
Рекомендуем








