Меню

Внук Константина Прудниковича по собственной инициативе обновил деревенский памятник

На памятнике погибшим землякам, который установлен в деревне Старые Морги, — 34 фамилии. Из них 11 — Дубовики, 3 — Прудниковичи.

Среди местных жителей фамилия Прудникович имеет только один человек — 87-летний Константин Федорович. Там, на памятнике, его отец Федор Иванович, который был призван на фронт в начале войны и погиб незадолго до Победы, старший родной брат Виктор Федорович и двоюродный брат Владимир Дмитриевич.

В этом году к 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне внук Константина Прудниковича, который второй год занимается индивидуальным предпринимательством в сфере благоустройства, Сергей Махнач по собственной инициативе обновил деревенский памятник.

Старые Морги — деревня моего детства. Да и сейчас я там не чужой человек, обращаю внимание на все. Видел, в каком состоянии находится памятник. Да и дедушка между прочим напоминал: «Глянь, и наш памятник рассыпается, может, что подстроишь». Как только появилась такая возможность, прикинул объем работы и решил, что проще будет благоустроить это памятное место полностью, чем что-то заделывать. Получил разрешение на работу в Слободском сельисполкоме и со своим коллегой Сергеем Урбановичем взялся за работу. Большую помощь оказала нам и фирма «Каменный двор».

Инициативу молодых людей одобрили и местные жители. Подходили, смотрели, давали советы, а больше, наверное, удивлялись, что все делается бесплатно для сельчан. Собрать какую-то копеечку “хоть на бензин” молодым людям предложила после сельская старейшина Валентина Пудова.

Отнекивались мы от всего этого, но пожилые люди обижались, потому что делали от души, — говорит Сергей Махнач. — А вот за те добрые слова, которые услышали от сельчан, им спасибо. Такая поддержка тоже всегда играет не последнюю роль, так как не все измеряется только деньгами.

Чужеземное угощение

Не один раз подходил к внуку и дедушка. Константин Федорович первым и пожал руку Сергею.

Отца своего помню слабо, — говорит Константин Прудникович. — Осталось в памяти только то, что был он хорошим сапожником и к нему часто заходили партизаны ремонтировать сапоги. Нередко с ними на коне и я ездил. А вот брата Виктора, который, покидая родной дом, говорил мне: «Теперь ты, Костя, остаешься здесь хозяином», — помню до сей поры. Осталась в памяти и первая встреча с немцами. Расположились они посреди деревни у колодца. Нам же, малышам, было все интересно. Вот и я побежал с дружками посмотреть на оккупантов, в руках держал ломоть хлеба, который мама дала с собой. Бегали мы, интересовались новыми людьми, слушали, как они гергетали на неизвестном языке. Один из них подозвал меня пальцем:”Ком, ком». А когда я подошел, взял мой ломоть хлеба, намазал медом и отдал мне. Так и побежал я, смакуя.

За четыре года войны из их большой семьи, где было семеро детей, в живых остались только три души: мать, сестра Галя и Костя-хозяин. Тяжело заболели и умерли из-за отсутствия должного лечения Манька, Гелька, Валик и Коля. Похоронные письма с фронта получила хозяйка на мужа и сына Виктора.

За год до того как отправиться на фронт, брат сломал ногу. Срослась она как раз как настал его призывной возраст. Что значит судьба-своего не минуешь, — говорит Константин Федорович

Наказ выполнил

О том, что он остался «за хозяина», Константин Прудникович помнил постоянно. Во всем помогал маме, как мог. Позже сестра с матерью решили поехать жить в город и продать дом в деревне. «Я остался за хозяина и дом себе должен построить”, — твердо решил Константин Федорович, который на то время имел уже свою семью.

И такой изрядный сруб смастерил за деревней, что и сам не мог нарадоваться, — вспоминает собеседник. — Однако здесь неожиданно новое предложение поступило. Двоюродная сестра предложила обменять мою незавершенную стройку на свой дом довоенной постройки, так как сама переезжала в Брест. Взвесил все свои возможности и снова решил по-хозяйски, чтобы всем хорошо было. Так и поехал мой новенький сруб в Брест, а я с детьми и женой-в дом сестры. После, может, и жалел немного, ведь новое есть новое, хотя и обжитое со всеми готовыми хозяйственными постройками чего-то стоящее.

В наследство от того родственного обмена достались Прудниковичам и две семьи пчел. Ранее Константин Федорович никогда не думал заниматься пчеловодством, не знал, как обращаться с крылатым семейством. Однако впоследствии, как налетели новые рои, заинтересовался этим делом, как говорят, всерьез и надолго. И вот уже почти 55 лет посвятил этому увлечению. Продолжительное время выписывал журнал “Пчеловод”, консультировался у опытных пчеловодов, а теперь уже и сам кого хочешь научит.

А наука здесь такая: любить надо пчелок, хорошо и правильно смотреть их, ладить с ними, — говорит пчеловод. Сейчас у него 22 пчелиные семьи, возле которых топает хозяин с весны до осени.

Лесными тропами

Около десятка лет отработал Прудникович в совхозе “Городок”. Был бригадиром, заместителем директора. А большая часть его трудовой биографии связана с лесным хозяйством. Свыше 18 лет отработал лесником Слободского лесничества.

Попоходил с бензопилой и топором, — говорит он. А зеленые угодья его простирались почти на 770 гектарах, от Присынка до Румки. — В наши обязанности входила и промышленная охота, — вспоминает К. Прудникович. — Району тогда доводился план сдачи диких копытных, лосей и диких кабанов. Сдавали по 40 лосей.

Шесть лет, будучи на пенсии, пришлось поработать этому опытному лесоводу и егерю. Под его патронатом находились Каменковская и Присынковская охотничьи дачи.

Работа егеря тоже довольно интересная, — говорит профессионал. — Диких животных мы оберегаем, подкармливаем. Охота-часть нашей работы. Один раз довелось и мне быть на охоте с немцами, которые приобрели путевки и реализовывали их в доверенных мне угодьях. Для таких иностранных охотников главное — трофей: рога лося или клыки кабана, а мясо их не интересует. Те иностранные охотники гостили у меня и дома. Хотя никогда и в мыслях не было, что буду когда-нибудь привечать немцев. Но ведь это уже совсем другие люди, второе поколение.

…Свой разговор с ветераном труда мы ведем, сидя на скамейке возле его дома, напротив огромного векового клена. И мой собеседник вспомнил, как под этим самым кленом отдыхали три пленных немца, которых доставляли “по назначению” наши солдаты. Задумавшись о чем-то своем, Константин Федорович добавил:

А внук мой со своим товарищем доброе дело сделали. Красиво. Вся деревня довольна. И мне особенно приятно, не зря мы его здесь растили и поучали.

Вот так и передается из поколения в поколения память о прошлом.

Светлана МИХАЙЛОВСКАЯ, Сергей ШАРАЙ (фото)

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59