Меню

Что мешает обществу принимать людей с особенностями? Узнали у специалиста

Всегда ли общество способно отказаться от негативных стереотипов и предрассудков по отношению к людям с особенностями психофизического развития? Как помочь местному сообществу преодолеть социальные и психологические барьеры, которые иногда превращают детей из ОПФР в социальных изгоев?

Как использовать их собственный потенциал, чтобы создать возможность для их активного участия в экономической и социальной жизни страны?
Эти и другие вопросы обсудили специалисты социальной службы, медики, активисты общественных организаций и родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями.

Инвалиды, или, как сейчас их чаще называют, люди с ограниченными возможностями или с инвалидностью, составляют часть нашего общества – так всегда было, так есть сейчас, и так, к сожалению, будет … Почему? и Зачем? – слишком глубокие вопросы, чтобы на них ответить сразу и однозначно. Одни утрачивают здоровье и определенные жизненные функции, присущие здоровым людям на протяжении жизни, а другие с этим рождаются или еще в раннем детском возрасте тяжелая болезнь, травма, несчастный случай вырывают малыша из беззаботного счастливого детства.

Один из вопросов, который звучит наиболее остро, как подготовить общество к принятию особых детей и что включает в себя понятие «толерантность»?

– Толерантность – это способность без противодействия воспринимать образ жизни, характер поведения людей и другие особенности, отличающиеся от ваших личных. Подготовить общество –это значит научить его представителей поддерживать общение на равных с особенными детьми и их родителями, взаимодействовать с ними не с позиции жалости и сочувствия, а с позиции принятия и уважения, – пояснила социальный педагог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Галина Гладкая. – Небольшой пример: многие ли знают, что в толерантной среде принято говорить не «слепой ребенок», а «незрячий», не «даун», а «ребенок с синдромом Дауна» и т.д.

Но и этого недостаточно. Никакая искренняя улыбка не превратит непреодолимый для человека с инвалидностью лестничный пролет в пандус, не заставит появиться субтитры на экране телевизора для тех, кто не слышит, и не сделает обычный шрифт в книге шрифтом Брайля, который нужен для незрячего человека. Не менее важен и информационный аспект: освещение в прессе возможностей особых детей, достижений их семей. Жители города и района должны знать, с какими проблемами сталкиваются такие семьи и чем им можно помочь, что необходимо сделать, чтобы устранить существующие барьеры на пути их социальной интеграции. Негативное или безразличное отношение местного сообщества к детям с ОПФР, в том числе с инвалидностью, не может измениться само, по приказу или мановению волшебной палочки. Его ежедневно меняем мы сами: дети, их родители, педагоги и неравнодушные коллеги, соседи. Принятие социальной средой, каждым человеком в отдельности особенных людей – это долгий процесс развития общества, начинать который нужно с раннего детства человека-воспитывать новое поколение так, чтобы толерантность была частью их мировоззрения.

Понятно, что следующий вопрос касался инклюзивных тенденций и роли в этом процессе педагогов центра.

– В связи с развитием инклюзивных тенденций в образовании и вопрос толерантности выходит на новый уровень: следует подготовить педагогов, родителей особых детей и их здоровых сверстников к соответствующим изменениям, обучить их навыкам общения с детьми с ОПФР в новых условиях, – отметила директор Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ольга Петюкевич. – В условиях инклюзии любой педагог должен не только понимать и принимать особого ребенка, но и уметь работать с учащимися с различными образовательными потребностями, обладать большим арсеналом методов работы. Поэтому важнейшей задачей является не только подготовка специалиста, обладающего необходимыми компетенциями в педагогике и психологии инклюзивного образования, ориентирующегося на образовательные потребности различных детей, но и соответствующая подготовка участников образовательного процесса.

Сошлись педагоги, родители и медики и на таком мнении, что при организации различных видов производительной деятельности (театральной, хореографической, экологической, декоративно-прикладной и изобразительной) у педагогов формируются толерантные способы и приемы взаимодействия с детьми с ОПФР. К этой деятельности присоединяются их родители и здоровые сверстники. И какой результат-только наличие толерантных установок и навыков взаимодействия является гарантией успешности такой деятельности.

Не менее актуальны в плане развития деток с инвалидностью и программы поддержки по линии соцслужбы, и реабилитации по медицинской части, и личный пример родителей в формировании навыков общения и социальной адаптации.

Вместо эпилога

Мы не питаем иллюзий о создании идеального толерантного общества, в котором изменения произойдут в один момент и одновременно во всей стране. Все начнет меняться в разное время, в разных пунктах, разных микросоциумах. Этот процесс будет проходить постепенно, но настойчиво расширяя сферу своего воздействия на людей. И ведущая роль в этом принадлежит педагогам, которые сеют разумное, доброе, вечное. «Невозможно» – это всего лишь слово. Невозможно – это не факт и не приговор. Это вызов. Невозможно – это шанс поверить в себя. Невозможно – это не навсегда. Запомните, невозможное возможно!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59