Меню

История одного города. О чём могут рассказать стены старых зданий гостям и жителям Узды

Восемьдесят четыре года назад, 27 сентября 1938 года, местечко Узда приобрело статус городского поселка. Чем жил населенный пункт в то время, как выглядел, что беспокоило его обитателей накануне воссоединения с Западной Беларусью и начала Второй мировой войны?

На эти вопросы наш корреспондент искал ответы, посещая районный историко-краеведческий музей, прогуливаясь по старой части райцентра. Пришлось иметь дело не только с пожелтевшими от времени документами, другими музейными экспонатами, старыми зданиями, но и с воспоминаниями живых свидетелей тогдашних событий.

Так какая же она, Узда 1938 года? Прежде чем начать рассказ о местечке, нужно вспомнить, что в то время наш район был приграничным с панской Польшей. Пограничный режим делал существенный отпечаток на жизнь райцентра, всего района. Этим обусловливалось и то, что до 1939 года сдерживались здесь всякое строительство, торговые связи, не было в райцентре, районе крупных промышленных предприятий. Исключением может быть разве что построенная накануне войны дорога Пуховичи – валерианы – Узда-Могильное. Но и она имела более стратегическое, военного характера значение, чем народнохозяйственное, — шла с глубины территории к границе. Построенная в те же годы дорога Узда – Негорелая, наоборот, пролегла вдоль границы, притом не по кратчайшему пути, не по прямой линии, а с определенными поворотами-извилинами.

– Это было сделано на тот случай, если вражеский самолет залетит на нашу территорию и вздумает бомбить, обстреливать трассу, – рассказывал когда-то старший научный сотрудник нашего музея Адам Александрович. — Наши машины не станут для него сплошными мишенями – самолет же не сможет так быстро вилять в стороны, как наземный транспорт.

Но вернемся в Узду предвоенную. По данным переписи населения 1939 года, на то время в райцентре жили 3459 человек. Площадь поселка была почти в десять раз меньше современной. Центром, основными улицами были Юрздыка (часть нынешней улицы К. Маркса), Интернациональная, Первомайская, Пролетарская, Революционная, Загребля (Октябрьская, Колхозная), площади Свободы и Красная.

Перед войной на Узденщине работало 68 школ (сравните, сколько сейчас?!): 3 средние, 15 семилетних и 50 начальных. В городке на углу пересечения улиц Первомайской и Интернациональной была белорусская средняя школа, образовавшаяся на базе семилетней. Классные комнаты располагались в трех больших домах, стоявших на территории нынешней санаторной школы-интерната (этих зданий уже нет, снесены). В белорусской школе был огромный по тому времени физкультурный зал, куда заниматься спортом приходили не только школьники, но и молодежь из городка. А еще-внушительных размеров скульптура (не памятник, ведь вождь же и «отец всех народов» был в расцвете своей власти) I. Сталина. Кстати, постамент этого сооружения стоял до конца восьмидесятых годов, пока не додумались рядом вырыть бульдозером яму и пихнуть его туда.

Была в Узде в 1938 году и русская школа, образованная на базе прежней еврейской. Располагалась она в двух зданиях по обеим сторонам улицы Школьной, на территории современного музея и скверика у бывшей автостанции.

Какой же была медицина тех лет? Районная больница перед войной была рассчитана на 70 коек. Главное, хирургическое отделение располагалось в дореволюционной постройки деревянном доме, который сохранился и до сегодняшних дней – на углу улиц Юрздыка и Первомайской, напротив нынешнего общежития швейной фабрики. В те же годы начинается строительство терапевтического отделения райбольницы, которое завершилось после воссоединения с Западной Беларусью. Кто желает посмотреть на это здание – пожалуйста, к помещению сегодняшнего центра гигиены и эпидемиологии.

А если пройтись дальше по сегодняшней Первомайской улице, в сторону сельскохозяйственного лицея, с правой стороны многие обратят внимание на двухэтажное здание – контору участка автопарка №15. и далеко не каждому из сегодняшних жителей райцентра известно, что здесь располагалась газогенераторная электростанция мощностью 88 киловольт. Раньше здесь, перед озером, и заканчивалась Узда.

Что касается электроэнергии, то первая электрическая лампочка загорелась в городке 6 ноября 1927 года. Долгое время райцентр освещался с линии, которая шла с Закревщины. Но мощность того генератора была небольшой, поэтому и построили новую газогенераторную электростанцию. Чтобы было понятным молодежи, что это такое (сегодня больше об атомных станциях речь ведется), надо сказать, что такие станции работали на местном топливе. I грузовые автомобили таким же образом. Деревянные чуршки-чурбанки забрасывались в специальный бункер, там они не горели, а тлели, выделяя газ, поступавший к двигателям. Нехитрая технология. В то же предвоенное время определенное количество жителей Узденщины пользовалось для отопления помещений торфобрикетом, который вручную добывался не за десятки-сотни километров, а рядом, в урочище «коробки», что за бревнами.

Чем еще могла похвастаться Узда в 1938 году? Не было здесь предприятий с большим количеством рабочих. Более менее были развиты пищевая, лесная, швейная, торфодобывающая промышленность. Так, работали швейная артель, обувная, спиртзавод» Уздянка«, мукомольно-лесопильный завод «Закревщина», райпромкомбинат, леспромхоз, кирпичный завод, кондитерская, веревочная, пуговичная артели (сырье для последней, речные ракушки, доставляли аж с Днепропетровщины). Без логистических связей, как видно, не обходились и тогда. В 1936 году начал работать Узденский маслозавод, который тогда выпускал масло обычное, топленое и казеин. Смолзавод» Закревщина » производил смолу, скипидар, древесный уголь. Работала кузница в двухэтажном здании на месте современного Узденского сельского совета, сгорела она в военное время.

В 1936 году появился в узде первый автобус, который связал райцентр с Дзержинском и Минском, а через три года маршрут до столицы пролег и через валерианы. А располагалась тогдашняя автостанция в единственной небольшой комнатке в доме на Красной площади, напротив бывшего райвоенкомата.

В 1931 году была установлена телефонная связь между Уздой и Москвой, Ленинградом, другими крупнейшими городами страны. 3 1926 года действовал в городке радиоузел, который располагался в небольшой хижине по Ленинской улице. В 1938 году он был укрупнен, мощность его увеличилась в 50 раз. Заходила сюда молодежь, устраивались радиоспектакли, игры, викторины, звучали голоса жителей райцентра в прямом эфире. Сегодня, почти через столетие, район обходится без местного радио, и никого это, кажется, не волнует. Новые, более современные средства связи пришли на замену проводной сети.

Наиболее вместительным клубным залом в райцентре было одно из кирпичных помещений сегодняшнего детского сада №4. здесь проводились торжественные заседания, устраивались концерты, киносеансы. Промкооперация имела свой клуб по улице Ленинской, где был отдельный зал и библиотека. Проводили здесь игры, чтения, узкопленочные фильмы привозили. Районный клуб располагался рядом с прежней аптекой( красное здание), а начал он свою работу с демонстрации кинофильма «путевка в жизнь». Сколько людей пришло, вспоминали старожилы, как горячо обсуждали картину, радовались!

Наверное, перечень того, что, где и каким было в том далеком и ближнем 1938 году, будет неполным, если не сказать, где же располагались наши власти. Так вот, с лихвой хватало места для всех сотрудников райисполкома в помещении бывшей районной библиотеки имени П. кролика, сейчас это общежитие райбольницы. Кстати, в этом здании в дореволюционное время было и волостное управление, в годы фашистской оккупации – немецкое районное управление.
Проводя в свое время экскурсии по предвоенной узде, Адам Александрович не раз предлагал прикрепить на бывших домах-учреждениях соответствующие таблички. Не только узденцам, но и гостям района интересно было бы узнать, что в таком-то году построено то или иное здание, располагалось здесь в свое время такое и такое заведение. Церковь, электростанция, кинотеатр, почтовая станция, народное училище… Сколько таких зданий в райцентре, проходя мимо которых люди не обращают внимания на их прошлое? А ведь это наша история…
Будем надеяться, что в истории нашего города, района белых пятен ежегодно будет меньше. Мы должны знать и ценить то, что было здесь до нас 50, 150 и 1050 лет назад.

Текст: Виктор Соболевский

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59