Встречают с улыбкой или прячутся за закрытыми дверями

Контролеры участка » Энергосбыт» обеспечивают своевременные расчеты за потребленную электроэнергию
К представителю любого контролирующего органа у определенной части населения отношения настороженные. Даже если никаких нарушений нет, все оплачивается вовремя, выполняются предписания-требования соответствующей службы, некоторые граждане считают, что специалист со служебным удостоверением только и делает, что разыскивает нарушения и основания, чтобы применить штрафные санкции. Корреспондент «Красной Звезды «возомнил себя на месте одного из таких проверяющих, а помогла ему узнать о тонкостях своей работы контролер Узденского производственно-сбытового участка филиала» ЭнергосбыТ» Ирина Гугляк.
Доверяем, но проверяем
В каждом доме, каждой квартире (на лестничной площадке) установлен счетчик, который у кого – то медленно, а у кого с бешеной скоростью-наматывает обороты и фиксирует количество потребленной электроэнергии. Да, за блага цивилизации нужно платить, и подавляющее большинство жителей района это понимает, добросовестно и регулярно выполняет необходимые расчеты. Однако кто – то-забывает, кто-то-попадает в сложную жизненную ситуацию, когда денег на все платежи не хватает. Есть, разумеется, и те, кто сознательно идет на нарушение, пытается обхитрить государство. Для выявления подобных случаев и существует служба контроля. Шесть человек на район.
- Чтобы никому не было обидно, каждому из нас «нарезали» по десятку-вторым населенным пунктам в сельской местности, несколько улиц и многоквартирных жилых домов в райцентре, – рассказывает Ирина Николаевна Гугляк, один из опытнейших контролеров. — Мне в течение года необходимо сделать 3149 посещений домовладений, по заранее составленному графику.
Довелось и мне»побыть контролером». С утра с хорошим настроением, служебным удостоверением и адресами, списком плательщиков отправляюсь выполнять свои обязанности. Начинаю с города. Мне кажется, что так проще: за день можно сотню или больше квартир обойти. Нужно проверить показания счетчиков, которые вывешены на лестничных площадках, наличие пломбы и исправность счетчика. Отметить, что работает он безупречно, без вмешательства желающих схитрить.
Необходимо также переговорить с жильцами. Для чего? Чтобы уточнить номера городских телефонов, которые за последние годы почти повсеместно поменялись, или мобильных. А номера эти нужны, чтобы при выявлении задолженности сообщить об этом хозяину, а если у того нет взаимопонимания с оплатой, вручить предписание, официальное письмо, объяснить последствия игнорирования правил расчета. Напоминание о задолженности можно и эсэмэской на мобильный отправить. А еще же при необходимости нужно сообщить о заключении договоров на замену обычных электросчетчиков на электрические (после восьми лет использования). И, безусловно, номер телефона нужен для того, чтобы сообщить о плановом отключении электроэнергии … во сколько всего!
Если бы я был контролером…
Итак, подхожу к первому пятиэтажному дому. Дверь заперта. В городе большинство жителей трудоспособного возраста, и они с утра на работе. Пытаюсь через домофон связаться с хозяевами одной квартиры, другой-никто не отвечает. Минут десять стою в растерянности, наконец-о, счастливый случай! — кто-то выходит из подъезда. Проникаю внутрь. Со счетчиками быстро разбираюсь, а вот встретиться с большинством жильцов не получается. Настроение начинает понемногу падать: блиц-льдин (за день охватить сотню или больше домовладений) осуществить вряд ли возможно.
Наутро начинаю обход из сельской местности. Усложняю задачу: решаю прежде всего посетить самые отдаленные деревни. Ракашичи и Карпиловка, например. На автостанции пояснили, что рейсовый автобус идет в нужном направлении раз-два в неделю, а некоторые населенные пункты вообще обходит. И маршрутки туда не заглядывают. Думаю: не стоит ли воспользоваться собственным автомобилем? Но вспоминаю, что должностной инструкцией и в целях техники безопасности использование личного транспортного средства запрещено. Что же, придется добираться автостопом, попутным транспортом. «Хорошо, что сейчас лето, — рассуждаю. — А как будет осенней непогодой, зимой, во время весенней распутицы?»
Наконец добираюсь до нужной деревни. Она встречает меня тишиной. Ни на улице, ни во дворах никого не видно. Наконец замечаю признаки жизни-залаяла собака. Спасибо, что предупредил о своем существовании, так как на калитке, при входе, объявления о таком стороже не было. В нерешительности переступаю границу участка. Собака возле дома громким лаем разрывает окрестности. Кажется, и цепь быстро порвет, а хозяев не видно. Звукаю раз-другой и ни с чем выхожу за территорию домовладения.
Случаи бывают разные
«Наверное, вот здесь повезет», — рассуждаю и направляюсь к шикарному особняку, обнесенному двухметровой высоте забором из металлопрофиля. Где там! Калитка на замке, а на углу дома – камера видеонаблюдения. На стук по железному ограждению никто не реагирует. - Бывает и такое – — отмечает Ирина Гугляк – — что хозяин дома.
Об этом и соседи сообщают, а открывать он не хочет. Однако чаще там действительно никого нет, дачники наведываются время от времени. Только же электричеством пользуются, и проверить показания их счетчика необходимо. Приходится по несколько раз приезжать в ту или иную деревню. За много лет работы (в контрольной службе участка я с 2007 — го) уже изучила, когда и кого можно дома встретить. Практикуем выезды и по субботам, выходной – по понедельникам. - А были ли в вашей практике неприятные случаи, ЧП?
- Конечно. Однажды злая собака сорвалась с привязи, бежал навстречу, едва успела за ограждение отскочить. В одной деревне молодые хозяева-дачники куда-то поехали по своим делам на несколько дней, дома оставили за закрытыми на замок воротами бабушку. Соседи заметили, что не выходит она на улицу, а здоровье у женщины плохое было. Вызвали скорую помощь. Машина приехала, однако как туда попадешь? Поехали ни с чем. Хорошо, что с бабушкой ничего не случилось. Дети после этого перестали ворота на замок закрывать… а еще в одной деревне лет сколько назад во время грозы дерево упало на линию электропередачи, деревня осталась без электричества. Я, не зная об этом, захожу на подворье, а хозяин истерику закатил: мол, лучше бы быстрее мир подключали, а не скитались с проверками. Выставил меня за ограждение и года три еще на подворье не пускал…
За месяц контролеры выявляют в среднем около двухсот должников (таковыми считаются абоненты, не заплатившие за услуги два и более месяцев). У кого-то это незначительная сумма, после первого же напоминания задолженность погашается. Идут навстречу тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию (кто – то заболел, другая беда постигла) — в таком случае допускается рассрочка платежа.
…Да «» нелегкая эта работа – из болота тянуть бегемота » – вспомнились строчки из детского стихотворения. Работать контролером тоже непросто. Но кто – то должен и этим делом заниматься-обеспечивать своевременные расчеты за оказанные услуги.
Рекомендуем



