Меню

Исчезли деревни, исчезли названия… Какие населенные пункты вы не найдете на карте Узденщины

Исчезли деревни, исчезли названия… Какие населенные пункты вы не найдете на карте Узденщины

Изменить название просто. Можно даже найти и более красивое, современное и благозвучное имя. Но всегда ли дается название, характерное именно для этой местности? Всегда ли она подходит здесь, и нигде больше не повторяется?

Обычно старые названия происходят от фамилий людей, живших здесь, от их профессий, каких-то природных особенностей и т.д. Было и такое, что то или иное название появлялось потому, что просто какому-то влиятельному чиновнику захотелось именно так назвать. В годы советской власти было несколько массовых переименований поселений, которым придавали имена революционных деятелей, руководителей партии, правительства, знаковых для страны личностей…

Бабали стали Новосадами

Бабалями эта деревня в бывшем Каменковском сельском совете называлась до 1928 года. Теперь –Новосады. Кстати, и сам сельсовет до 1958 года имел название Каменоцкий.
Что означает слово «бабали»? Так раньше звали людей очень бедных, не имевших ни кала ни двора, одиноких. Из воспоминаний старожилов деревни, а они в свою очередь слышали это от своих предков, известно, что здесь действительно жили очень бедные люди. Сейчас так живут в основном те, кто не желает работать, что-то менять в своей жизни, малоинициативные, асоциальные личности, или кто оказался за чертой бедности в связи с ростом цен, инфляционными процессами.

Кратко об истории деревни. В документах по инвентаризации, которую проводило Минское земство в 1844-1846 годах, имеются сведения о соседних деревнях Вирково, Адрынищах и Рачице. А вот про Бабали – ни слова. Но старые здания и деревья свидетельствуют, что этому месту не менее ста лет.
Известно, что земли, на которых стоит деревня, ранее принадлежали известному ученому Якубу Наркевичу-Йодко. В бумагах помещика-ученого есть запись фамилии крестьянина Стефана Гамзы. Этот человек жил одиноко, как сторож, пока не застроили Бабали в этом месте батраки, работавшие в фольварке Жачкова, где экономом (управляющим делами по-современному) был брат Якуба Йодко Эдуард.

Что представляет собой это местность? Недалеко речка Лоша и ручьи. Отсюда в начале прошлого века начинался лес, которому конца не было вплоть до самой Узды. Деревня Бабали была небольшая, согласно переписи 1897 года этот застенок Слобода-Пырашевской волости Игуменского уезда имел 12 дворов, в которых жили 52 жителя. Через 20 лет их стало 59, а в 2000-м – всего 12 человек жили здесь. В годы Великой Отечественной войны погибли шесть сельчан.

Действительный член Географического общества Академии Наук СССР Станислав Шкадинский в начале этого века в своем посте в редакцию газеты сообщал, что судьба Бабалей мало чем отличалась от судьбы многих наших деревень в прошлом. Отсутствие минимальных коммунальных удобств по сравнению с городом. Удаленность от более или менее значимых транспортных артерий. Отдельные дома стоят даже без сараев. Трудно держать животное. Трудно найти какую-то другую работу, кроме как в полеводстве, в лучшем случае – если ферма неподалеку есть. Вот и покидали такие деревни и деревушки многие их жители…

Ничем отличительным с точки зрения определенного следа в истории не выделялись Бабали, не определяются и нынешние Новосады. Не родились здесь знаменитые люди, о которых бы писали, говорили и какими бы гордились земляки. Не нашли в этих местах полезных ископаемых, не осталось рядом архитектурных, исторических памятников (разве что знаменитые камни-валуны в недалеком Каменом). Но для каждого на этом свете одно солнце, один родной дом, одна Родина. И те, кто имеет в своем свидетельстве о рождении пометку о том, что именно здесь они появились на свет, могут засвидетельствовать: были такие Бабали, есть такая деревушка Новосады, и лучшего уголочка на нашей земле нет.

Нет ручейка, нет Нового ручья…

О том, что была когда-то на карте Узденщины деревушка с благозвучным названием Новый ручей, сегодня в районе знают немногие. В свое время я был хорошо знаком с одной из тех, кто родился в этом населенном пункте и почти всю жизнь прожил там. Домик бабушки Брониславы Францевны Лукашевич стоял на том месте, где раньше был чуть ли не центр нового ручья. Сегодня это окраина деревушки Красное в Слободском сельсовете.

Так как же стал Новый ручей Красным? Кому и почему не понравилось прежнее название? Бывшая учительница лет двадцать назад рассказывала:

– Когда впервые появилось поселение Новый ручей, я точно не скажу. Помню только (моя мама, бабушка рассказывали), что стояли здесь отдельным хутором три домика. Еще до Октябрьской революции у помещика Лапы арендовали окрестные земли три брата: мой отец Франц, Казимир и Фелициан. Жили вместе, рядом, забор к забору, большими семьями. У Фелициана было пятеро детей, у Франца-семь, у Казимира – десять. Представляете, какая многолюдная семейка была!? И никогда не ссорились, помогали друг другу, выручали в трудную минуту. А уж как весело было в минуты отдыха, в долгие зимние вечера! Бабушка Михалина, которая прожила 107 лет и умерла при хорошей памяти, не раз, вспоминая те годы, с сожалением говорила, что вряд ли вернутся такие времена.

Неподалеку от поселения протекал ручей, от которого, видимо, и произошло название хутора. Во время народных праздников, в Юрьев день, например, приходила сюда молодежь, веселились на берегах ручья ребята, шутили. Вода была здесь чистая, прозрачная, вкусная. Ее оттуда брали, чтобы освятить в церкви перед Рождеством, Пасхой, хранили после в бутылках или других сосудах в течение года — и от переполоха помогало, и каждое новое здание, даже сарайчик который или погребок ей опрыскивали.

В 1925-1926 годах происходило массовое переселение местного масштаба – образовались на Узденщине новые поселения, куда перебирались люди из здешних хуторов. И наоборот, из крупнейших сел, таких, как Лоша, Долгиново некоторые на новое место жительства переехали. Таким вот образом появились на карте района такие модные в то время революционные названия, как Калининск, Крастинтерн, Веселое, Красное. Объединился с последней деревней и деревней Новый ручей.

Шло время, постепенно старые обитатели бывшего хутора умирали, младше поезжались кто куда. Так вот и название» Новый ручей » потихоньку из лексикона людей исчезло. Не стало и самого ручья-пришли мелиораторы, прорыли канавки, вложили дренажные трубки…

Котлубаевщина, часть Могильно

И сегодня старшие жители деревни Могильно улицу Набережную своего населенного пункта называют кто Котлубаевщиной, кто – Нагорным. Когда-то, в начале прошлого века, в этой деревушке, раскинувшейся вдоль реки Неман, было девять дворов, позже еще три хозяина возвели там хижины и надворные постройки. Отделяла это поселение от более старинного Могильно амилина гора. Называлась она так потому, что на холме, напротив дома Мазейко, жила когда-то в небольшой хижине бабка Анелька.

Красивой была деревушка когда-то, и сегодня она представляет собой чудеснейший уголочек родного края. Долгое время украшало поселение аистянка, что располагалось на высокой ольхе посреди поплава.
А в самом городке Могильно в довоенное время работали швейная и обувная артели, хлебопекарня, молочный заводик, где производились сметана, масло, творог. По трем тогдашним улицам (Несвижской, Ковалевской и Родовской) были проложены деревянные тротуары. На весь населенный пункт имелось только четыре колодца, но те, кто жил ближе к реке, брали воду оттуда – она была чистой и пригодной даже для приготовления пищи. Изюминкой населенного пункта была и местная церковь. А на месте современной колхозной конторы располагался спортгородок. Рядом на площади проводились праздники, играл духовой оркестр, стояла трибуна, где размещалось районное начальство, а в киоске продавались пиво из бочки, морс. Работали магазин продовольственных товаров, газовая лавка и магазин вторсырья…

Текст и фото: Виктор Соболевский

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59