Общество

Исчезли деревни, исчезли названия… Какие населенные пункты вы не найдете на карте Узденщины

Изменить название просто. Можно даже найти и более красивое, современное и благозвучное имя. Но всегда ли дается название, характерное именно для этой местности? Всегда ли она подходит здесь, и нигде больше не повторяется?

Обычно старые названия происходят от фамилий людей, живших здесь, от их профессий, каких-то природных особенностей и т.д. Было и такое, что то или иное название появлялось потому, что просто какому-то влиятельному чиновнику захотелось именно так назвать. В годы советской власти было несколько массовых переименований поселений, которым придавали имена революционных деятелей, руководителей партии, правительства, знаковых для страны личностей…

Бабали стали Новосадами

Бабалями эта деревня в бывшем Каменковском сельском совете называлась до 1928 года. Теперь –Новосады. Кстати, и сам сельсовет до 1958 года имел название Каменоцкий.
Что означает слово «бабали»? Так раньше звали людей очень бедных, не имевших ни кала ни двора, одиноких. Из воспоминаний старожилов деревни, а они в свою очередь слышали это от своих предков, известно, что здесь действительно жили очень бедные люди. Сейчас так живут в основном те, кто не желает работать, что-то менять в своей жизни, малоинициативные, асоциальные личности, или кто оказался за чертой бедности в связи с ростом цен, инфляционными процессами.

Кратко об истории деревни. В документах по инвентаризации, которую проводило Минское земство в 1844-1846 годах, имеются сведения о соседних деревнях Вирково, Адрынищах и Рачице. А вот про Бабали – ни слова. Но старые здания и деревья свидетельствуют, что этому месту не менее ста лет.
Известно, что земли, на которых стоит деревня, ранее принадлежали известному ученому Якубу Наркевичу-Йодко. В бумагах помещика-ученого есть запись фамилии крестьянина Стефана Гамзы. Этот человек жил одиноко, как сторож, пока не застроили Бабали в этом месте батраки, работавшие в фольварке Жачкова, где экономом (управляющим делами по-современному) был брат Якуба Йодко Эдуард.

Что представляет собой это местность? Недалеко речка Лоша и ручьи. Отсюда в начале прошлого века начинался лес, которому конца не было вплоть до самой Узды. Деревня Бабали была небольшая, согласно переписи 1897 года этот застенок Слобода-Пырашевской волости Игуменского уезда имел 12 дворов, в которых жили 52 жителя. Через 20 лет их стало 59, а в 2000-м – всего 12 человек жили здесь. В годы Великой Отечественной войны погибли шесть сельчан.

Действительный член Географического общества Академии Наук СССР Станислав Шкадинский в начале этого века в своем посте в редакцию газеты сообщал, что судьба Бабалей мало чем отличалась от судьбы многих наших деревень в прошлом. Отсутствие минимальных коммунальных удобств по сравнению с городом. Удаленность от более или менее значимых транспортных артерий. Отдельные дома стоят даже без сараев. Трудно держать животное. Трудно найти какую-то другую работу, кроме как в полеводстве, в лучшем случае – если ферма неподалеку есть. Вот и покидали такие деревни и деревушки многие их жители…

Ничем отличительным с точки зрения определенного следа в истории не выделялись Бабали, не определяются и нынешние Новосады. Не родились здесь знаменитые люди, о которых бы писали, говорили и какими бы гордились земляки. Не нашли в этих местах полезных ископаемых, не осталось рядом архитектурных, исторических памятников (разве что знаменитые камни-валуны в недалеком Каменом). Но для каждого на этом свете одно солнце, один родной дом, одна Родина. И те, кто имеет в своем свидетельстве о рождении пометку о том, что именно здесь они появились на свет, могут засвидетельствовать: были такие Бабали, есть такая деревушка Новосады, и лучшего уголочка на нашей земле нет.

Нет ручейка, нет Нового ручья…

О том, что была когда-то на карте Узденщины деревушка с благозвучным названием Новый ручей, сегодня в районе знают немногие. В свое время я был хорошо знаком с одной из тех, кто родился в этом населенном пункте и почти всю жизнь прожил там. Домик бабушки Брониславы Францевны Лукашевич стоял на том месте, где раньше был чуть ли не центр нового ручья. Сегодня это окраина деревушки Красное в Слободском сельсовете.

Так как же стал Новый ручей Красным? Кому и почему не понравилось прежнее название? Бывшая учительница лет двадцать назад рассказывала:

– Когда впервые появилось поселение Новый ручей, я точно не скажу. Помню только (моя мама, бабушка рассказывали), что стояли здесь отдельным хутором три домика. Еще до Октябрьской революции у помещика Лапы арендовали окрестные земли три брата: мой отец Франц, Казимир и Фелициан. Жили вместе, рядом, забор к забору, большими семьями. У Фелициана было пятеро детей, у Франца-семь, у Казимира – десять. Представляете, какая многолюдная семейка была!? И никогда не ссорились, помогали друг другу, выручали в трудную минуту. А уж как весело было в минуты отдыха, в долгие зимние вечера! Бабушка Михалина, которая прожила 107 лет и умерла при хорошей памяти, не раз, вспоминая те годы, с сожалением говорила, что вряд ли вернутся такие времена.

Неподалеку от поселения протекал ручей, от которого, видимо, и произошло название хутора. Во время народных праздников, в Юрьев день, например, приходила сюда молодежь, веселились на берегах ручья ребята, шутили. Вода была здесь чистая, прозрачная, вкусная. Ее оттуда брали, чтобы освятить в церкви перед Рождеством, Пасхой, хранили после в бутылках или других сосудах в течение года — и от переполоха помогало, и каждое новое здание, даже сарайчик который или погребок ей опрыскивали.

В 1925-1926 годах происходило массовое переселение местного масштаба – образовались на Узденщине новые поселения, куда перебирались люди из здешних хуторов. И наоборот, из крупнейших сел, таких, как Лоша, Долгиново некоторые на новое место жительства переехали. Таким вот образом появились на карте района такие модные в то время революционные названия, как Калининск, Крастинтерн, Веселое, Красное. Объединился с последней деревней и деревней Новый ручей.

Шло время, постепенно старые обитатели бывшего хутора умирали, младше поезжались кто куда. Так вот и название» Новый ручей » потихоньку из лексикона людей исчезло. Не стало и самого ручья-пришли мелиораторы, прорыли канавки, вложили дренажные трубки…

Котлубаевщина, часть Могильно

И сегодня старшие жители деревни Могильно улицу Набережную своего населенного пункта называют кто Котлубаевщиной, кто – Нагорным. Когда-то, в начале прошлого века, в этой деревушке, раскинувшейся вдоль реки Неман, было девять дворов, позже еще три хозяина возвели там хижины и надворные постройки. Отделяла это поселение от более старинного Могильно амилина гора. Называлась она так потому, что на холме, напротив дома Мазейко, жила когда-то в небольшой хижине бабка Анелька.

Красивой была деревушка когда-то, и сегодня она представляет собой чудеснейший уголочек родного края. Долгое время украшало поселение аистянка, что располагалось на высокой ольхе посреди поплава.
А в самом городке Могильно в довоенное время работали швейная и обувная артели, хлебопекарня, молочный заводик, где производились сметана, масло, творог. По трем тогдашним улицам (Несвижской, Ковалевской и Родовской) были проложены деревянные тротуары. На весь населенный пункт имелось только четыре колодца, но те, кто жил ближе к реке, брали воду оттуда – она была чистой и пригодной даже для приготовления пищи. Изюминкой населенного пункта была и местная церковь. А на месте современной колхозной конторы располагался спортгородок. Рядом на площади проводились праздники, играл духовой оркестр, стояла трибуна, где размещалось районное начальство, а в киоске продавались пиво из бочки, морс. Работали магазин продовольственных товаров, газовая лавка и магазин вторсырья…

Текст и фото: Виктор Соболевский