Что должны содержать письменные обращения граждан в суд и какие заявления не будут рассматриваться
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Обращение – понятие комплексное. Им может быть и заявление, и предложение, и жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме.
Обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, организации, учреждения являются важным средством осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением и способствуют борьбе с бюрократизмом, волокитой и иными недостатками в работе государственных органов.
В судах общей юрисдикции делопроизводство по обращениям граждан и юридических лиц ведется в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» от 15 октября 2007 года № 498, Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 года (далее – Закон), а также Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 1786.
Следует иметь в виду, что действие Закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, и на иные обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
Не подлежат рассмотрению в соответствии с Законом:
- заявления о возбуждении дел; заявления в порядке реализации предоставленных заявителям процессуальным законодательством прав; заявления об определении, изменении подсудности дел; апелляционные, частные, надзорные жалобы; жалобы на не вступившие в законную силу постановления о мере пресечения; жалобы на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях; различного рода ходатайства; заявления о применении амнистии; о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам; заявления, связанные с рассмотрением уголовных, гражданских, экономических дел и дел об административных правонарушениях.
Так, не подлежат рассмотрению в рамках Закона заявления, содержащие доводы о неразрешении судом ходатайств, заявленных в судебных разбирательствах, о ненадлежащем извещении сторон о судебном разбирательстве, о несогласии с судебным постановлением, о предоставлении свиданий, об отводах составу суда и др.
Обращения должны излагаться на белорусском или русском языке.
Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны быть приложены документы, подтверждающие их полномочия. Также в обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
Кроме того, письменные обращения граждан, должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
- изложение сути обращения;
- личную подпись гражданина (граждан).
Письменные обращения юридических лиц должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.
Необходимо иметь ввиду, что согласно статьи 23 Закона анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Обращения, содержащие вопросы, решение которых не относится к компетенции суда, в течение пяти рабочих дней направляются для рассмотрения организациям в соответствии с компетенцией с уведомлением об этом заявителей.
Рассмотрению обращений предшествует проверка содержащихся в них доводов. Проверка проводится объективно и всесторонне, охватывает все обстоятельства, изложенные в обращении. Особое внимание уделяется качеству проводимых проверок и подготовке ответов, соблюдению установленных сроков рассмотрения обращений.
Лица, ответственные за рассмотрение обращений, в пределах компетенции принимают все предусмотренные законом меры по своевременному восстановлению прав заявителей.
Рассматриваются обращения в следующие установленные Законом сроки:
- не позднее пятнадцати дней (не требующие дополнительного изучения и проверки);
- не позднее одного месяца (требующие дополнительного изучения и проверки).
В случаях, когда для решения изложенных в обращении вопросов необходимо совершение определенных действий (например, выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителю в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращения, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий или сроках рассмотрения обращения по существу.
Одним из направлений деятельности в работе с обращениями граждан и юридических лиц в судах является личный прием.
В суде Узденского района личный прием осуществляется председателем суда каждый вторник месяца с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00, в том числе и по предварительной записи по телефону 8 01718 54 2 92, по следующим вопросам:
- организация работы суда;
- нетактичное поведение работников суда;
- подача жалоб на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, обжалования вступивших в законную силу постановлений иных органов по делам об административных правонарушениях.
Информация о проведении личного приёма размещена на информационном стенде в суде, интернет-портале Верховного Суда Республики Беларусь, а также на странице суда на официальном сайте Узденского районного исполнительного комитета.
Обращаем внимание, что если на день личного приема приходится государственный праздник или праздничный день, объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим, то день личного приема переносится на следующий за ним рабочий день.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что обращения граждан и юридических лиц – это важный источник информации о проблемах и недостатках, имеющихся в деятельности государственных органов, который позволяет выявлять проблемные вопросы в работе и оперативно их разрешать, а качество работы с обращениями выступает одним из критериев оценки эффективности работы.
Поэтому обращайтесь – и будете услышаны!
Председатель суда Узденского района
А.И.Костриков