Операция «Багратион»: как был освобожден Витебск
С 23 июня по 29 августа 1944-го Красная армия освободила территорию Беларуси, восточной Польши, часть Прибалтики. Продолжавшаяся 68 суток операция не имела равных по пространственному размаху и оперативно-стратегическим результатам. Разгром мощной группировки вермахта произошел благодаря мужеству, стойкости и героизму сотен тысяч советских воинов и белорусских партизан.
Главная полоса вражеской обороны проходила по линии Витебск – Орша – Могилев – Рогачев – Жлобин – Бобруйск. Особенно были укреплены фланги группы армий «Центр» – Витебск и Бобруйск. Мощную оборону немцы также имели на Оршанском и Могилевском направлениях.
Перед наступлением в соответствии с планом Белорусского штаба партизанского движения в ночь на 20 июня в тылу врага на всех железнодорожных магистралях прогремели взрывы – началась операция «Рельсовая война».
Утром 23 июня на витебском направлении перешли в наступление войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов.
Из оперативной сводки Совинформбюро от 24 июня 1944-го:
«Северо-западнее и западнее города Витебска наши войска, продолжая успешное наступление, за 2 дня боев продвинулись вперед от 20 до 40 км и расширили прорыв до 80 км по фронту. За 24 июня освобождено более 200 населенных пунктов, в том числе крупных – Ходоровка, Долгая Нива, Прыгуново, Мясоедово, Залесье, Загорье, Мишковичи, Барановские, Вишневка, Кутино, Андросовичи, Дубровское, Ужлятино и железнодорожная станция Ловжа. Наши войска вышли к реке Западная Двина на фронте 35 км.
Юго-западнее и южнее г. Витебска наши войска продвинулись на 25 км и расширили прорыв до 80 км по фронту. За 24 июня на этом участке освобождено более 150 населенных пунктов».
Из оперативной сводки Совинформбюро от 25 июня 1944-го:
«В течение 25 июня западнее города Витебск наши войска, развивая наступление, форсировали реку Западная Двина на фронте 30 километров и с боями заняли более 150 населенных пунктов, в числе которых Подоры, Комачино, Надежино, Поречье, Пятигорск, Сеньковщина, Ворохобка, Королино, Шарылино, Новые Соннаки, Вяжище, Задорожье, Теребетовка, Старое Село, Ковальки, Щербаки, Васьковичи и железнодорожные станции Старое Село, Лосвида. Восточнее Бешенковичи наши войска перерезали шоссейную дорогу Витебск — Лепель.
К югу от города Витебск наши войска, продолжая успешное наступление, овладели районными центрами Витебской области городом Сенно, городом и крупной железнодорожной станцией Богушевск, а также с боями заняли более 300 других населенных пунктов, в том числе Батраки, Билево-Сокольники, Подберезье, Прудники, Узварцы, Рудаковские, Каныши, Новоселки, Гнездиловичи, Дуброва, Берешево, Карповичи, Нерейша, Яново, Могилевка и железнодорожная станция Крестьянка. Войска, наступающие к югу от Витебска, перерезали шоссейную дорогу Витебск – Лепель в районе Гнездиловичи, где соединились с войсками, наступающими западнее Витебска.
Таким образом, в ходе наступления наши войска завершили окружение группировки немцев в составе пяти пехотных дивизий в районе Витебска».
Газета «Красная звезда» от 27 июня 1944-го так писала про освобождение Витебска:
«В ночь с 25 на 26 июня батальон капитана Казанцева проскочил к Западной Двине, в центр города, к так называемому Новому мосту, и атаковал его. За две минуты до взрыва моста, единственно уцелевшего в черте города, старший сержант Блохин разминировал взрывательный механизм, одной рукой возясь со снарядом, а другой стрелял по немецкой охране. Он убил четырех немцев, о чем с гордостью и восторгом сейчас рассказывают во всех подразделениях.
Батальон капитана Казанцева, а за ним бойцы майора Бублика и капитана Белокриницкого быстро воспользовались успехом Блохина и переправились на левый берег. Бои приняли стремительный характер. Часам к одиннадцати все было кончено в городе.
Сожженный, подорванный Витебск безжизненно дымился. Его дома, крытые черепицей, выглядели странно нарядными в этой суровой и мрачной обстановке.
К трем часам дня начальник гарнизона полковник Колосов насчитал несколько десятков человек гражданского населения. Измученные лица, изможденные фигуры, речь, сбивающаяся на плач. Они еще не пришли в себя, им трудно говорить. Они молча улыбаются и, схватившись за голову, с болью глядят на свой умерщвленный город.
На дорогах появляются первые группы жителей, спешащих из нашего тыла к своим родным гнездам в городе или вокруг него.
…Здесь люди из Суража и Бешенковичей, Замосточья, Лиозно. Изнемогшие в этом обреченном походе, чудом спасенные от гибели или рабства, они зачарованно глядят в небо, где тремя ярусами мчатся самолеты: вверху – истребители, ниже – штурмовики, идущие на работу, и совсем над землей – возвращающиеся со штурмовки домой».
Операция «Багратион» развивалась на запад, освобождая родную землю.
Подготовила Татьяна Метлицкая