Капитан первого ранга Валерий Дубовик даже в отставке живет морем
Он мечтал стать летчиком, а стал моряком-подводником. Да не упал с небес в глубине, а высоко и достойно поднялся в своей службе, прославив Узденщину.
Родился Валерий в марте 1937 года в поселке Сухиничи Калужской области, но уже через пять месяцев семья Дубовиков переезжает на родину родителей, в деревню Слобода нашего района. В годы войны мальчик оставался с бабушкой, а родители воевали с фашистами. Папа, Владимир Федорович, родом из слободы, был сержантом в специальных войсках, а мать, Татьяна Михайловна (ее малая родина – Долгиново) завершила войну младшим лейтенантом медицинской службы. После освобождения мама работала в Лошанской больнице, а отец – председателем сельского совета, потом – начальником местного мелиоративного участка.
Когда Валерий уже учился в последнем классе Лошанской СШ, пожаловал в школу райвоенком. Собрал выпускников, поинтересовался, кто куда предполагает поступать. Валерий признался, что с малых лет мечтает стать летчиком. Да огорчил его человек в погонах: не было в тот год разнарядки на соответствующее учебное заведение. Но военком высказал другое предложение-поступать учиться на моряка-подводника. Парень согласился. Успешно прошел медкомиссию и в сентябре 1969 года стал курсантом Ленинградского военно-морского инженерного училища, базировавшегося в городе Пушкине.
Тяжело было на первых порах – вспоминает Валерий Владимирович,-особенно мне, выпускнику сельской школы, где все дисциплины преподавались по-белорусски. Самостоятельно осваивал непростые русскоязычные термины. Преподаватель физики, кандидат физико-математических наук, заметив мой белорусский акцент, спросил, откуда я. Рассказал. Оказалось, что и он родом из Лоши. В начале войны немцы сожгли большую часть деревни, где жило много евреев. Он уцелел, пережил ленинградскую блокаду, стал ученым. Преподаватель похвалил меня за хорошие знания по физике. И по остальным предметам я пятерки получал. Только немецкий язык тяжело давался. Многие курсанты даже намеренно его не хотели учить, вспоминая войну…
Студенческая жизнь каждому вспоминается с приятностью, а у будущих подводников много чего интересного происходило. Это и первая практика на надводном корабле в Севастополе, и следующая, после второго курса, – на подводных судах Черноморского флота. В учебном заведении готовили военных инженеров-электромехаников, будущих командиров групп, поэтому приходилось подробно знакомиться со спецификой работы многих задействованных для службы под водой специалистов-штурманов, ракетчиков, механиков.
Психологически непросто было подготовить себя к погружению под воду не на минуту-другую, а на довольно длительное время. В учебной практике предусматривались такие изолирования от окружающей среды на 50 и более суток. Именно в таких условиях выкристаллизовывался характер настоящего мужчины. Не все выдерживали подобный экзамен. Даже некоторых отличников по теоретическим дисциплинам отчисляли как неспособных выдерживать тяжелые физические нагрузки. А они, по словам преподавателей, не меньше, чем у летчиков. Если нарушить хоть часть элементарных правил безопасности при погружении на многометровую глубину, и особенно при всплытии (ни в коем случае не спешить!), можно не только знакомую подводникам декомпрессионную болезнь получить (появляются пятна-кровоподтеки на шее), но и травму, увечье или вообще погибнуть.
Окончил Валерий учебу в 1970 году. Куда дальше? Еще в Лоше дружил со спортом – выступал за школу, сборную района в соревнованиях по волейболу, стал кандидатом в мастера спорта. И во время учебы в военном училище защищал честь спортивного клуба армии. Знакомые по учебному заведению подсказали: есть возможность стать тренером в СКА. Да Валерий Дубовик категорически отказался: не для этого он на протяжении пяти лет постигал нелегкую школу подводника.
Первым местом службы инженера-электромеханика стала дизельная подводная лодка по проекту 941 (впоследствии таковые стали атомными) в составе Северного флота. Успешно выполнял новые обязанности командир моторной группы ракетной подводной посудины. За четыре года было немало испытаний, и внештатные ситуации случались, да с каждой из них наш земляк со своими коллегами справлялся.
В 1974 году по рекомендации-предложению партийных органов Валерия Дубовика направили на девятимесячные курсы военной контрразведки в Новосибирске. Перед органами госбезопасности стояла задача задача как можно быстрее перегнать Америку в гонке вооружений, чтобы сделать недосягаемыми для противника морские рубежи страны. Выпускник курсов начинает служить оперуполномоченным на атомной ракетной подводной лодке. Пришлось показать не только свои инженерно-технические знания, но и проявить общеполитическую выдержку, общественную ответственность за каждый свой шаг и каждое слово, за безопасность подчиненных и честь военно-морского флота в целом.
После распада Советского Союза существовала определенная неразбериха не только в экономических связях бывшего могущественного государства, но и в организации Вооруженных Сил. В. Дубовик увольняется в запас в звании капитана первого ранга, имея за безупречную службу орден Красной Звезды, медали «За службу Родине» трех степеней. Позже к этим наградам добавятся медаль «300 лет Российскому флоту», другие юбилейные медали.
В 1990-м Валерий Владимирович с женой Марией Ивановной приобретает квартиру в доме на улице Степанова в нашем райцентре. Его спутница, также выпускница Лошанской школы, сопровождала морского офицера со времени его первого назначения на Северный флот. Стала членом партии, получила звание лейтенанта, служила в политотделе дивизии. Все трудности флотской жизни, переезды (а жила семья в городах Полярный, Оленья Губа, Североморск, Западная Лица Мурманской области) благодаря ее женской мудрости, терпеливости и хозяйственности казались меньшими. И теперь, когда здоровье хозяина ухудшилось, теплое слово и сострадание ему нужно как никогда.
Но все болячки забываются, когда подходит бывший моряк (только бывают ли они бывшие?!) к стенке в коридоре своей узденской квартиры, где расположены увеличенные фотоснимки подводных лодок, на которых служил. Есть и картина на такую же тематику от бывшего знакомого, мичмана, которую тот прислал после выхода Дубовика в отставку, флаг Военно-Морского Флота России. Кстати, гражданином этой страны Валерий Владимирович считается до сей поры, получает пенсию из соседней ныне страны, хотя 17 лет до учебы в вузе и вот уже 30 после выхода в запас живет в Беларуси. А еще о бывшей службе напоминает закрепленный на стене символический штурвал морского судна. Счастливого вам плавания по сухопутным Узденским тропам, товарищ капитан первого ранга!
Виктор СОБОЛЕВСКИЙ