Салфетки, скатерть и шазюбль. На что тратит деньги пенсионерка из Узды
В этой квартире пахнет чаем и спокойствием. Повсюду – свидетельства большой любви: на столе, спинках дивана, в шкафчиках за стеклом. Это не просто салфетки и скатерти. Это сложные, ажурные миры, рожденные на кончике крючка из тончайших хлопковых нитей.
Их создательница Ольга Герасимович пригласила нас в свою творческую вселенную, где царит математическая точность счетов и безудержная радость созидания.
Учитель – скука, вдохновение – книга
– Ольга Вадимовна, расскажите, как зарождалось ваше желание вязать, творить и создавать вокруг себя такую красоту?
– К этому я пришла не сразу, не обошлось, конечно, без материнского терпения и детского упрямства. (Улыбается.) Моя мама шикарно вязала, увлекалась вышивкой. Она и мне хотела передать эту любовь, но я, ребенок, упиралась, мол, зачем мне это нужно. К маме даже соседская девочка ходила на уроки, она ей все объясняла, показывала, учила вязать и спицами, и крючком. А мне было лень этим заниматься. Не скажу, что я совсем не брала в руки спицы и крючок, нет, но сидеть за этим процессом часами мне не хотелось. А потом я заболела, была дома и мне стало скучно. Что делать? У нас было много книг по вязанию, я стала их листать и наткнулась на один узор – «медвежья лапа» называется. И произошло чудо! Я захотела попробовать его связать, так он мне понравился. Разобраться что и как для меня не составило труда. И я его связала. Мама, когда пришла с работы, была в шоке. Как я это сделала? Тогда я и поняла, что вязание – это творчество и находчивость. Позже этот узор стал украшением моего жакета. Не говоря уже про воротнички к школьным платьям, их у меня были десятки. Я постоянно хотела что-то новое – и за выходные легко вязала себе новые воротнички. Мама меня в этом желании только поддерживала, говоря, что красота, созданная своими руками, ни с чем не сравнится.

От «семечек» до дизайнерских высот
– Ваши работы впечатляют. Это не просто вязаное изделие, а настоящее дизайнерское творение.
– А я люблю все сложное и объемное. Вяжу салфетки и скатерти 3D-узорами. От классических такие отличаются тем, что создают потрясающую игру света и тени. Они придают интерьеру уюта и тепла. А сейчас столько технологий, благодаря которым можно создавать и создавать красоту, главное, чтобы время и желание были.
– А сложно разобраться в технике вязания таких изделий?
– Для меня это все как семечки – просто и на раз-два-три. В вязании крючком достаточно знать азы – петли, столбики с накидом и без накида… Все можно прочитать на схеме. Но самое важное – это счет, без него никак, чтобы все было четко и симметрично.
– Где черпаете идеи, где находите то, что хочется связать для себя?
– Один из таких источников – платформа Pinterest. Оттуда я перевязала почти все, что было предоставлено в открытом доступе. Среди моих кумиров по вязанию крючком – Джулия Харт, Патриция Кристофферсен, Ирина Коготкова. Их работы – это настоящее искусство, но искусство платное. А не всегда есть такая возможность. Но и здесь есть выход. Многие схемы можно найти в YouTube, где много роликов, когда «персидские подруги» наглядно вяжут тот или иной узор, ту или иную салфетку. А если ты понимаешь в вязании, то повторить за движениями их рук труда не составит труда. Язык же непонятен, еще английский кое-как можно разобрать, а вот языки арабских стран недоступны. Поэтому я «читаю схемы» заочно по рукам. Что-то получается сразу, что-то – нет. Но я человек упрямый, могу несколько раз все распустить и связать снова, пока не останусь довольна результатом.

«Крючком можно связать все, кроме зимних сапог»
– Я так понимаю, что ваше вязаное творчество не ограничивается только салфетками?
– Я могу связать многое. Крючком же можно связать все, в отличие от спиц. Кроме зимних сапог – ноги замерзнут. А так – тапки, сандалики, босоножки, белье, купальники, джемперы, шарфы, шапки, платья… И даже шазюбль – легкое летнее пальто. На все, конечно, нужно время, правильно подобранные нитки. Но какой результат! Получаются же уникальные вещи.
– Могу предположить, что вы много знаете и про то, как зарождалось вязание…
– Скажу так, вязание крючком – это имитация плетеного кружева, которое считалось роскошью в XVI–XVIII веках и было доступно лишь аристократии. А морские народы тоже хотели иметь такое. Плести сети они умели, поэтому и придумали свой способ воспроизведения кружевных узоров – с помощью крючка. Так и зародились такие техники вязания, как брюггское и ирландское кружево, ретичелла, филейное вязание, имитирующее вышивку по сетке.

Творчество или копирайт
– Ольга Вадимовна, не могу не спросить: в процессе вязания вы строго следуете схеме или что-то привносите свое?
– Я скорее копиист, но не под ноль. Я могу с легкостью из двух схем сделать одну, соединив отдельные элементы. Или, например, взять задумку, но изменить неинтересную, на мой взгляд, середину, или поменять обрамление. Вот, например, эта работа (показывает незавершенную салфетку. – Прим.): квадрат из ажурных фрагментов, который затем впишется в ромб, а потом еще в квадрат побольше. Это как вязаный пазл: сначала вяжутся фрагменты, которые потом собираются в целую композицию.
– А для чего эти цветные маркеры-фиксаторы на отдельных элементах?
– Это моя шпаргалка. Это места соединения элементов. Я ведь не соединяю их иголкой, все выполняется в процессе вязания последующих рядов. Вот такая творческая головоломка.
Диалог с нитью возобновился на пенсии
– Ольга Вадимовна, научившись вязать в детстве, вы все время находили время на крючок и нитки?
– Нет. Присутствовал в моей жизни перерыв, это было связано с болезнью родителей. Не до вязания было. Да и работа на микроэлектронном производстве была с большой нагрузкой на глаза. Не хотелось слепиться. Лет двадцать не вязала вообще. А потом вышла на пенсию. И как-то блуждая в интернете (в нем сейчас все зависают) нашла скатерть необыкновенной красоты. Это была работа дизайнера Ольги Алекс. Я захотела связать такую же себе – на стол положить. Изюминка этой скатерти в том, что в ней нет двух похожих рядов. Вот так я и вернулась в мир вязания. Когда накрываю стол вязаной скатертью, все в восторге. Хотя с ней мне пришлось повозиться, так как я сразу не купила нужное количество ниток, а потом нужных долгое время не было в продаже. Но начатое дело я все же довела до конца.
– А какие нитки предпочитаете?
– Я сторонница качественных материалов. Очень люблю мерсеризованный хлопок. Эта нитка очень крепкая, форму держит идеально. Такую салфетку достаточно постирать, аккуратно растянуть на иголках – и она как новая.
– В вашем творчестве есть и зимняя тема?
– Снежинок у меня не так много, но есть: с колокольчиком, со свечкой, рождественская звезда. Если честно, я не очень люблю маленькие вязаные изделия. Предпочитаю большие, они более эффектные, особенно в технике 3D.

– Ваши снежинки отлично держат форму и могут украсить любое новогоднее деревце. Крахмалите?
– Есть способы проще и быстрее. Берете в равных пропорциях клей ПВА и воду, хорошо перемешиваете, хорошенько пропитываете снежинки и растягиваете на пенопласте с помощью иголочек. Форма держится идеально! Можно также развести крахмал с холодной водой, намочить снежинки, отжать их – и под утюг. Но учтите, что потом утюг придется отмывать.
Подарок с душевной теплотой
– Подарок, сделанный своими руками, всегда приятен? Как ваши родные и знакомые реагируют на вязаные салфетки и скатерти?
– Они в восторге. Но в то же время и всегда удивляются, как мне на все это хватает сил и терпения. А я просто люблю это дело, для меня это отдых и возможность открыть для себя что-то новое. Узоров – много, идей – огромное количество. И все хочется попробовать связать, ведь картинка – это одно, а готовое изделие – уже совсем другое. Я ведь, когда начинаю вязать, теряю счет времени. Но это не относится к рядам и столбикам с накидом, не могу оторваться от работы, пока не буду держать в руках готовое изделие.