Меню

Художник Алесь Филипович сменил столичную жизнь на творческие будни в деревне Куль

Ни столичное место рождения, ни академическое художественное образование (окончил Минское училище имени Глебова, отделение живописи Белорусского театрально-художественного института), ни возможности общаться с представителями высокого мира искусства не помешали Алесю Филиповичу перебраться в деревню Куль, чтобы здесь жить и заниматься творчеством.

Одиннадцать лет назад художник Алесь Филипович, чьи картины украшали не одну престижную республиканскую или международную выставку (они также хранятся в коллекциях знатоков настоящего высокого искусства в Литве и Польше, Латвии и Украине, России и Эстонии, Франции и Германии, Англии и США), принимает решение переехать из Минска в небольшую деревушку Куль. Это не центральная усадьба, не благоустроенный агрогородок, а по прежним меркам – хутор, где всего около десяти жилых домов и еще меньше постоянных жителей.

Что повлияло на такое решение человека, который родился и всю предыдущую жизнь провел в столице?

Дело в том, что это мамина Родина, и переехали мы в дом деда, – рассказывает Алесь Михайлович. — Я здесь проводил свои детские годы, можно считать, вырос в этих местах. Мой отец-кузнец, мать работала бухгалтером. Всю жизнь в столице с умилением вспоминал незабываемое время, когда приезжал сюда на каникулы. Живописная природа (окруженная лесом деревня, поле, лес, болотце), ощущение полной воли, пространства, тишины, свежести. Остался в памяти и местный фольклорный коллектив, духовой оркестр образца шестидесятых годов прошлого века: дядя Константин стучит в барабан, звучат труба, скрипка, волынка. Сохранился, наверное, один из первых моих рисунков маслом. Даже не рисунок, а эскиз (мне тогда лет двенадцать было): Околица Куль, стожок и лось бежит. А еще-портрет того барабанщика. А рисовал я с малых лет.

Наверное, живописные узденские места, прелесть природы и оказали влияние на выбор будущей профессии. К ней Алесь Филипович шел целенаправленно, шаг за шагом. Сначала посещал обычную художественную школу, затем было художественное училище имени Глебова, отделение живописи театрально-художественного института (сейчас это Академия искусств). Хорошо помнит, как готовился к дипломной работе, которую защитил в 1993 году. В другое время, еще лет десять назад, вряд ли прошла бы такая тема, а тогда комиссия из преподавателей престижного учебного заведения высоко оценили его историческую картину. В основе сюжета-битва на Уле (речушка близ Витебска) в 1564 году, когда войско Радзивилла Рыжего победило куда сильнейшую рать Воеводы Шуйского, после чего надолго приостановилась агрессия нашего восточного соседа на белорусские земли.

Прошел закалку характера во время службы в армии. Повезло и с первым серьезным местом работы: пригласили преподавать изобразительное искусство в лицей имени Ахремчика. В течение десяти лет учил начинающие таланты отличать истинную красоту от поверхностной, высокое искусство от китчевого. И сам учился, совершенствовал мастерство, посещая многочисленные городские и республиканские пленэры, выставки. А первым настоящим успехом считает Алесь Михайлович участие в и Всесоюзной выставке молодых художников, куда попал в 23-летнем возрасте в 1982 году.

Постепенно определился с жанрами, которым начал отдавать предпочтение на протяжении творческой деятельности: натюрморт, портрет, историческая картина. Заполучил собственную мастерскую-небольшую комнатку при лако-красочном заводе. Здесь часами отдавался своим мечтам, фантазиям. Обдумывал проекты, которые чаще рождались после выезда на природу, в родные места. И я соглашусь со спорным ранее, не безусловным и сейчас, но все же имеющим право на существование мнением: подавляющее большинство действительно талантливых писателей, художников, композиторов, архитекторов, других творцов имеет сельские корни. Трудно создать что-то гениальное, ограничившись стенами пусть и уютной городской квартиры.

К такому выводу пришел и Алесь Филипович, приняв в 2009 году решение не на месяц-другой, а навсегда перебраться на Узденщину. Привез на смотрины в Куль жену, детей. Старенький, неприглядный внешне дом, сад, подворье поначалу не очень заманили членов семьи. Все здесь требовало постоянного вложения времени, сил и средств. Но в конце концов родные люди поддержали решение художника быть ближе к натуре, жить в окружении знакомых с детства пейзажей, чтобы он имел возможность вдохновляться ими постоянно. В Минске остался только сын Ярослав, тоже художник. Жена Людмила Васильевна начала преподавать немецкий язык в Семеновичской школе, там же учились и дочери (Ружана сейчас в 9-м классе, а Мариля уже окончила первый курс столичного технологического колледжа).

Разумеется, временно многие творческие устремления пришлось отложить на потом или чередовать их осуществление с куда более прозаическими делами обустройства на новом месте. Прежде всего в доме в Куле создали определенные условия городской цивилизации: подвели горячую воду, наладили канализационную систему. Не стали по примеру некоторых отстраивать в деревенской глуши коттедж и отгораживаться от соседей многометровыми железными заборами. Для этого ни средств, ни желания не было: есть минимум удобств для нормальной жизни – и этого достаточно.

Решили свиней, кур, другую живность не заводить. Сейчас этим не занимаются даже многие сельчане, постоянно и давно здесь живущие. Зато приобрел Филипович высокопородного пса тазы, а затем и белорусского гончего. Когда-то предки белорусов знатного происхождения использовали таких для охоты. И одно животное стоило не меньше, чем две благородные лошади! Есть и ружье, документы на охотника, но, признается художник, на охоту с ружьем вот уже два года не выходит. Разве что на импровизированную охоту в стиле позапрошлого века, что иногда устраивает знакомый владелец агроусадьбы — для фотосессии…

А конь (точнее, кобыла Марта) тоже появился на подворье художника девять лет назад. Не только для того, чтобы хозяйственные работы в усадьбе выполнять. С каким удовольствием Филипович каждое утро выводит Марту, чтобы навязать на ближайшей луговине, а вечером, отложив творческие или иные задумки, верхом объезжает знакомые места, в спокойной обстановке обдумывает свои планы на завтрашний день. Обычно в это время рождаются новые сюжеты, облюбовываются живописные места для очередного пейзажа. Сколько их, этих мест, отображено уже на полотнах! Урочище Барсуки и волчий хвост, вилы и фольварк Емельянова, Лазарев бродок и Сташевщина…И еще много из них ждет своей очереди.

Сейчас работаю над картиной в любимом месте, где часто бываю – — восторженно рассказывает Алесь Михайлович. — Это берег Немана, вблизи стоянки туристов, за Андрушами, а за речкой-Головочи. Здесь всегда тихо, спокойно… Деревья, кусты, вода, поворот реки каждый раз выглядят по-другому, поэтому я стараюсь уловить все оттенки красок, в зависимости от погоды увидеть настроение этого уголочка.

Любимым делом занимается каждый день. Если два часа, если даже с утра до вечера. В комнатке-мастерской-с десяток эскизов. Чтобы не быть полностью изолированным от высокого искусства, несколько раз в месяц посещает Минск, знакомится с выставками сына, других творцов, в музеи заходит.

А на Узденщине благодаря усилиям Алеся Михайловича за эти годы произошло немало интересных мероприятий. Наш район посетили знаменитые художники Леонид Гомонов, Виктор Барабанцев, Владимир Уроднич, Анатолий Белявский, другие. Проводились выставки в районном историко-краеведческом музее, встречи в школе искусств, организовывались пленэры в разных уголках Принеманья.

Да, время сейчас для творчества непростое, и приобретают наши картины нечасто. Есть у людей более важные экономические заботы, — рассуждает Филипович. — Но ведь и раньше не всегда перед нашими планами или творческими замыслами включался зеленый свет. Я вот несколько лет назад решил в своем дворе построить домик-мастерскую, чтобы в старом доме только жить, А здесь – создавать картины, эскизы хранить. Вижу, что нужно этот проект до лучших времен отложить. А пока работается-работаю…

И работается на Узденщине плодотворно. В прошлом году, накануне шестидесятилетия художника, в райцентре была налажена выставка его работ, с которой затем и жители Копыльского района смогли познакомиться. Замечая творца с мольбертом в руках, сосед-дачник Владимир Лисишин, односельчанка Валентина Шибко и ее дети убеждены: из-под кисти Алеся Филиповича появится еще не одно интересное произведение. На полотне будут изображены и останутся для потомков многие здешние места.

Виктор СОБОЛЕВСКИЙ, Сергей ШАРАЙ (фото)

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59