Старейшая жительница деревни Броды вспомнила о суровом военном детстве и тяжелых годах

Софья Васильевна Макаревич является самой пожилой жительницей деревни Броды. За ее плечами суровое военное детство.
– Родом я из Кухтичей. В семье нас было восемь детей, я самая младшая. Мама умерла, когда мне было 12 лет. Немного подросла – сестра меня забрала к себе в Минск и помогла устроиться на работу. Взяли, как теперь говорят, по блату, так как мне и 18 лет еще не было, – начала рассказ Софья Васильевна. – Потом тяжело заболел папа. И старшие сестры решили, что я поеду его смотреть. Семьи у меня еще не было, и я вернулась на малую родину.
В скором времени Соня познакомилась с парнем из соседней деревни. Василий сразу позвал замуж. Переехали жить в родительский дом мужа в Броды.
– Домом это было сложно назвать. Маленькая хатка с покосившимися сенцами. В этом домике у меня родился старший сын, – рассказывает женщина. – Устроилась в колхоз на полевые работы. Из декрета пошла дояркой на ферму. Там заработок был больше. Всего у нас с напарницей было 170 телок. Работать было тяжело. Два раза в день гоняли скот на водопой к речке. А представьте, зимой как: прорубить полынью и оттуда ведрами в корыто натаскать воды. Потом обратно каждую навязать. Годы были тяжелые, но люди оставались добрыми, отзывчивыми. Вместе ходили на работу, а по вечерам на танцы. Музыкантов было – в каждой деревне! Хорошо было. После рождения второго сына мы приняли решение строить свой дом.
В те годы, по словам собеседницы, было очень сложно с лесом, но с Божьей помощью построили большой и светлый дом.
– В новых стенах родился и мой младший сыночек. С мужем мы прожили 60 лет. И вот уже восемь я одна. Все сыновья женаты, есть дети. Очень часто приезжают в гости, не дают скучать, – отмечает Софья Васильевна. – Два сына живут в Столбцах, а младший в Узде.
Порадовалась бабушка и тому, что младший сын провел в дом электроотопление. Теперь стало намного комфортнее, а еще пару лет назад приходилось заготавливать дрова и топить печку.
Когда началась война, Софье Васильевне было пять лет. Помнит, как по осени сорок первого к ним в дом заглянули два молодых солдата. Мама от души накормила, чем смогла, что-то собрала в дорогу. Отец показал дорогу через речку в лес, где находился партизанский лагерь. Но местный житель из Кухтичей сдал красноармейцев полицаям. Как потом рассказывали, ребят расстреляли. Деревенские схоронили солдат за деревней.
– Немцы часто захаживали в деревню, как и партизаны. Все искали пропитания, – вспоминает Софья Васильевна. – Ну а что было у нас брать? Сами голодали. Эти годы навсегда в памяти.
Сегодня в деревне совсем не осталось местного населения, единицы зимуют здесь. Летом молодежи и детей хватает. Со всеми Софья Васильевна в дружеских отношениях. За советом к бабушке обращаются молодые дачницы, расспрашивают, что и как можно сажать, советуются. Любит смотреть передачу Малахова и музыкальные программы, которые идут в выходные. И всегда с нетерпением ждет, когда приедут дети, внуки и правнуки.
Дарья ЯСКОВИЧ
Рекомендуем







