Меню

Жертвы вишинга: легко ли избежать такого рода преступлений

Интернет-платежи прочно вошли в нашу жизнь, став удобным и быстрым способом оплаты. Однако не все люди понимают опасность, которой они подвергаются со стороны преступников, усердствующих в сети.

В очередной раз хочется предупредить людей о правильном отношении к личной информационной безопасности. Уже не раз говорилось о недопущении передачи реквизитов банковских карточек, паролей и кодов доступа чужим незнакомым лицам. Однако не все придерживаются этой простой рекомендации.

Наверное, не все граждане, особенно в возрасте, понимают, какие реквизиты нужны для осуществления платежа, а какие – для его приема, – отмечает прокурор района Алексей Хоревич. — Да, номер карты, состоящий из 16-ти цифр на правой стороне карточки, нужен только для приема платежа (например, перевода денег). Для осуществления платежа важны три цифры с обратной стороны карты. Зная номер карты и эти три цифры можно проводить платежи без ведома или непосредственного участия владельца карточки. Разного рода SMS-сообщения от банковской службы приходят только для подтверждения и проверки личности. Их нельзя передавать чужим лицам, включая и тех, кто, позвонив, например, по телефону, представляется сотрудником банка…

Это лишь один из способов завладеть вниманием человека и «вытянуть» из него необходимую для совершения преступления информацию. К сожалению, случаев, когда люди по собственному неведению ведутся на фразы позвонивших псевдобанкиров “по карточке ведутся непонятные операции”, “проводится внеплановое обслуживание карточек”, а в итоге становятся жертвами виртуальных преступников.

Как правило, злоумышленники пользуются программами-анонимайзерами или IP-телефонией, – объясняет оперуполномоченный отдела уголовного розыска РОВД Игорь Лещанин. — При этом номера телефонов, с которых осуществляются такие звонки, похожи на официальные номера того или иного банка. Однако, когда начинается проверка, выясняется несовпадение с номером всего на одну цифру (например, на +372, а не на +375). При разговоре для большей правдоподобности шумовым фоном при звонке также используется имитация звуков работы контакт-центра банка.

На сумму около 30000 белорусских рублей пострадала жительница райцентра.

Схема, по которой действовали преступники-стандартная, – отмечает старший следователь райотдела Следственного комитета Вера Русецкая, – звонок с сообщением, что со счета деньги перечислены за границу, нужно подтвердить информацию. Женщина, испугавшись, так как собирали деньги на приобретение имущества, выдала все данные по двум банковским карточкам…

Что дальше? Осознание, что попали в руки преступников, море слез, звонок в милицию, возбуждение уголовного дела, следствие.

По словам правоохранителей, раскрыть подобные дела очень сложно. Как правило, такие лица избегают ответственности, а деньги потерпевшим никто не возвращает. Поэтому подобные преступления лучше предупреждать. И в первую очередь, самим людям не быть чрезмерно доверчивыми при звонках из банков.

Здесь нужно понимать, что настоящим сотрудникам банка нет необходимости уточнять у клиентов какие-либо персональные данные – финансовые учреждения владеют ими в полном объеме с самого начала обслуживания. При малейшем подозрении на недобросовестность звонящего лучше сослаться на занятость, прекратить разговор и самим набрать в банк, чтобы убедиться в своей безопасности. В случае реальной угрозы карта блокируется банком без всякого участия держателя.

Запомните!

Не сообщайте никому:

  • информацию, размещенную на банковской платежной карточке (на обеих сторонах): номер, дату, код;
  • цифровые или буквенные коды;
  • паспортные данные.

Если вам поступил сомнительный звонок:

  • немедленно завершите разговор;
  • обратитесь в контакт-центр банка, выпустившего карточку;
  • выполняйте рекомендации сотрудника банка.

Для защиты денежных средств клиентов у банка есть вся необходимая информация.

Работники банка по телефону не должны запрашивать ни реквизиты карточки, ни паспортные данные.

Не давайте никому мобильный телефон и информируйте об этом ваших близких, особенно детей и лиц пожилого возраста.

Вера ЛУКАШЕВИЧ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59