ЗОЖ

Трудовые будни учителя физкультуры . Валерий Хмелевский считает, что интерес ребенка к предмету напрямую зависит от учителя

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье — это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Одна из основных составляющих здорового образа жизни — занятия физкультурой.

Основы такого понимания закладываются еще в детстве. Способствуют этому садик, школа и, конечно же, личный пример родителей. Учитель физкультуры из Дещенского детского сада — средней школы Валерий Хмелевский отмечает роль учреждений образования в физическом воспитании ребенка, но влияние родителей здесь переоценить невозможно.

— Всегда были те, кто более спортивен, и те, кто предпочитает выступать в роли болельщика. Это нормально. Но сейчас уже заметна другая негативная тенденция: становится меньше абсолютно здоровых детей, входящих в основную группу. Увеличивается численность  подготовительных, а значит, таким детям можно участвовать в соревнованиях только с разрешения врача. Ребенок может показывать отличные результаты, но у него сколиоз, и на соревнования попасть сложно, — говорит преподаватель. — К сожалению, некоторые  родители стараются окружить ребенка заботой. Например, всегда подвозят и забирают из школы, хотя расстояние небольшое и ребенку лучше было бы пройтись.

— Раньше дети больше ходили пешком и были здоровее, — дополняет коллегу Екатерина Филиппович. — У меня сын после школы домой шел два с половиной километра пешком, обедал, шел в школу на секцию и обратно. У него была специальная группа здоровья, а спустя год на УЗИ врач отметил положительную динамику. Получается, что родители хотят сделать как лучше, а выходит наоборот.

В целом учителя констатируют неплохой уровень здоровья детей: сказывается удаленность от города.

— Мы хоть и находимся не очень далеко от Минска, но на экологии это сказывается. Воздух чище, не так сильно загазован. Стараемся больше мероприятий проводить на улице, если погода позволяет, — рассказывает Валерий Валерьевич. — Младшие классы любят лыжные виды спорта, им только дай в снегу поваляться. Очень важно добавлять для них активности, обучать. Старшие предпочитают игровые виды спорта.

Многие педагоги отмечают проблему использования мобильных телефонов. На уроках физкультуры вопрос решается просто — все гаджеты остаются в раздевалке или кабинете учителей. Те учащиеся, которые по определенным причинам не занимаются на уроке, сидят на лавке и наблюдают за происходящим.

Помимо уроков в школе развита внеклассная деятельность: секции по игровым видам спорта, стрельбе из лука, легкая атлетика на базе местного ФОКа и так далее.

— Регулярно выставляем команды на районные соревнования. Команды формируются быстро, никого принуждать не нужно, а самых активных дополнительно поощряем. Каждый месяц проводим Дни здоровья, классные, отдельные теоретические часы на уроках физкультуры. Мне кажется, что в сравнении с большими городами в сельской местности дети активнее, более позитивно относятся к занятиям спортом. Многое здесь зависит от умения учителя вдохновить, заинтересовать, — говорит Валерий Валерьевич. — В школе есть своя столовая, буфета или киоска нет, возможность выйти в магазин тоже отсутствует. Конечно, все они пробовали газировку и чипсы, но в школе это не приветствуется.

Участвует коллектив и в соревнованиях для учителей. Например, в районном «Педолимпе». Педагоги демонстрируют мастерство в езде на велосипеде, игре в дартс и баскетбол, прыжках на скакалках.

— Для участия формируется команда, необязательно только из числа учителей физкультуры. Планируем организовать школьный чемпионат по волейболу между учениками и учителями. Правда, учителям сложнее, ведь нужно еще выкроить время на тренировки, — говорит Валерий Валерьевич. — Но главное — желание. Если мы зададимся такой целью, все получится.

Текст: Елизавета Лещинская

Фото: Сергей Шарай