Куда растут цены? Подводим итоги профсоюзного мониторинга в магазинах города
Профсоюзы работу по мониторингу цен ведут на постоянной основе. Основная задача профсоюзного анализа – оценить, насколько белорусам доступны товары первой необходимости, и проанализировать, как их удорожание коррелирует с ростом доходов.
– Требование о соразмерности цен и зарплат закреплено в Генеральном соглашении между правительством, профсоюзами и нанимателями, а значит, его необходимо соблюдать, – отметила председатель районного объединения профсоюзов Оксана Соловей.
Напомним, что первый ценовой мониторинг, который СМИ окрестили «народным», состоялся ещё в 2017-м, затронул 43 наименования товаров и сразу показал свою эффективность. В частности, профсоюзные эксперты вскрыли ситуацию, когда цены по одним и тем же позициям в соседних регионах существенно разнились.
Председатель ФПБ Михаил Орда тогда констатировал: «Казалось бы, торговля работает в одних и тех же условиях, но в регионах цены на продукты первой необходимости абсолютно разные. – Нам кажется, что причина в следующем: регионы начинают недобросовестно конкурировать между собой, защищая своих производителей в «ручном режиме» и не пуская на рынок конкурента. Таким образом, более дешевые продукты не попадают на прилавки».
Согласитесь, что мы редко обращаем внимание на их стоимость продуктов, совершая покупки в продовольственном магазине: берем продукты знакомых брендов (например, у каждого свой фаворит на мясную и молочную продукцию) и не сопоставляем цены на аналогичные товары других производителей. Другое дело, когда в магазин под видом обычного покупателя отправляется представитель профсоюза, задача которого – промониторить ценовую ситуации в торговых объектах.
Так, председатель Узденского районного объединения организаций профсоюзов Оксана Соловей ежемесячно посещает две торговые точки в нашем городе – «Евроопт» и «Нёман». Её цель – выяснить, как в магазинах обстоят дела с ценами на социально значимые продукты. В перечне контроля – товары, без которых сложно обойтись человеку, и графы для указания цены. Основная цель мониторинга – предотвратить необоснованное завышение цен на продукты отечественного производства. ⠀
Что показал последний мониторинг? В магазине «Неман» повысились цены по многим позициям. Возможно, это связано с переходом магазина под Копыльское РАЙПО (ранее было Дзержинское), поэтому и зафиксирована слабая наполняемость товарами. Как изменится ситуация, покажет следующий профсоюзный мониторинг. В «Евроопте» же отмечено сезонное понижение цен на овощную продукцию, скачка особого нет, на некоторые товары цена ниже, чем в прошлом месяце, есть незначительное повышение на молочную продукцию. В «Евроопте» наполняемость товаром на уровне, есть выбор.
Вера Лукашевич