Поедем порулим? Разбираемся в изменениях ПДД с сотрудником госавтоинспекции

В Беларуси с сентября вступят в законную силу изменения в Правилах дорожного движения. Инициатива исходит от Министерства внутренних дел и направлена на улучшение организации движения, снижение аварийности и повышение культуры водителей и пешеходов.
Главные новшества разъяснил начальник отделения ГАИ Узденского РОВД Евгений Солодуха.

– Электросамокаты, гироскутеры и прочие устройства с электромоторчиками появились на дорогах довольно давно, но только в 2022-м в ПДД был введен термин «средство персональной мобильности». Какие корректировки внесены в данный термин?
– В законодательстве появилось четкое определение средств индивидуальной мобильности (СПМ). Теперь СПМ – это транспортное средство с одним или несколькими колесами, максимальная скорость которого не превышает 25 км/ч, предназначенное для одного человека и оснащенное электродвигателем.
Владельцам СПМ предстоит соблюдать ряд новых правил. К ним относятся скоростные ограничения: до 10 км/ч в населенных пунктах и до 25 км/ч на велодорожках. Также необходимо спешиваться перед пересечением проезжей части, избегать поездок в пешеходных зонах и не использовать тротуары для движения на СПМ массой более 35 кг.
Важно отметить, что устройства, способные развивать скорость выше 25 км/ч, теперь будут классифицироваться как мопеды или мотоциклы и подлежат обязательной регистрации. Упрощенный порядок регистрации продлится до 1 сентября 2026 года.
– По новым правилам спешиваться на пешеходном переходе необходимо и велосипедистам, и тем, кто управляет СПМ. Какой штраф предусмотрен за нарушение данного правила?
– Ответственность за нарушение предусмотрена статьей 18.20 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Статья включает четыре части, в том числе ответственность за нарушение ПДД в состоянии опьянения. Размер штрафа составляет от одной до двадцати базовых величин.
Если вы решите прокатиться на велосипеде или средстве персональной мобильности после употребления алкоголя, будьте готовы к штрафу от 3 до 5 базовых величин (это примерно от 126 до 210 рублей).
Но для владельцев мощных электросамокатов, способных развивать скорость свыше 25 км/ч, предусмотрены куда более серьезные меры: до 0,8 промилле алкоголя в крови – штраф составит 100 базовых величин (4200 рублей), а водительское удостоверение будет изъято на 3 года. Более 0,8 промилле алкоголя в крови – штраф возрастет до 200 базовых величин (8400 рублей), а прав лишат уже на 5 лет.
– Обновленные правила фактически отменяют большинство велопереездов и предписывают там спешиваться, но все же и из этого правила есть исключения?
– Новые ПДД предоставляют велосипедистам возможность не спешиваться на велопереездах, если они оснащены специальными светофорами, предназначенными для регулирования велосипедного движения.
Помимо этого, есть и другие ситуации, когда велосипедистам разрешено не спешиваться. Одно из таких исключений – движение по краю проезжей части, в пределах одного метра от ее правого края, при условии, что это допускается правилами. Это означает, что если велодорожка расположена вдоль проезжей части, и велосипедист пересекает перекресток или совершает другие действия, он может не спешиваться, но при этом обязан подчиняться сигналам светофоров и требованиям дорожных знаков.
Также не требуется спешиваться при движении по тротуарам или обочинам. Такая ситуация часто возникает в сельской местности, где тротуары или обочины идут вдоль жилых зон. При наличии частых выездов из жилых зон, даже без обозначенных пешеходных переходов или велопереездов, велосипедисты имеют право не спешиваться. Однако в таких случаях они обязаны уступить дорогу транспортным средствам.
– Что касается детей на средствах индивидуальной мобильности, по новым правилам до 14 лет они должны кататься во дворах только под присмотром взрослых, верно?
– Да. И я полностью поддерживаю эту инициативу.
Скорость, которую развивают современные самокаты и электровелосипеды, может быть весьма значительной. К сожалению, практика уже показала, насколько это опасно. Приведу пример: двенадцатилетний ребенок на довольно мощном самокате, двигаясь по тротуару, совершил наезд на пожилую женщину. В результате столкновения бабушка получила серьезные травмы – переломы ног и таза. Восстановление заняло длительное время. Медицинские учреждения и пострадавшая сторона, естественно, предъявили иск родителям ребенка.
Мы понимаем, что родители, приобретая такие средства передвижения, хотят порадовать своих детей, которые хотят современные гаджеты и игрушки, и это естественно. Однако, мы не должны забывать о безопасности. Мир меняется, но базовые принципы осторожности остаются неизменными. Важно научить детей Правилам дорожного движения, объяснить, как безопасно передвигаться, где можно ехать, а где нет.
Еще один показательный случай произошел с девятилетним ребенком, который катался на электровелосипеде, напоминающем мопед, во дворе дома. Он врезался в автомобиль, повредив крыло и дверь. Стоимость ремонта дорогостоящего автомобиля исчисляется тысячами долларов, и вся эта сумма ложится на плечи родителей. Для любой семьи, считаю, такие непредвиденные расходы становятся серьезным испытанием.
До достижения 14 лет детям, прежде чем осваивать более сложные и скоростные виды транспорта, стоит научиться основам управления более простыми средствами, например, велосипедом.
– Ну и самое обсуждаемое изменение в ПДД, касающееся тонировки автомобильных стекол.
– Согласно новой редакции ПДД, разрешены установка жалюзи, шторок и тонировка на боковых (кроме передних) и задних стеклах легковых автомобилей. Стоит отметить, что единой нормы по светопропускаемости нет. А вот для переднего стекла правила остаются прежними – тонировка по-прежнему запрещена. И это не просто формальность. Инспекторы ГАИ будут следить за соблюдением этого правила особенно пристально. И хочется дать небольшой совет всем водителям, которые захотят тонировать стекла. Несмотря на отсутствие единой нормы, старайтесь выбирать пленку с умеренной степенью затемнения для задних и боковых задних стекол. Это поможет избежать спорных ситуаций.
– В ПДД приведено в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза использование зимних шин. Что это значит?
– С 1 декабря по 1 марта транспортное средство должно быть обязательно оборудовано зимними шинами. Резина должна устанавливаться на все колеса автомобиля, высота рисунка протектора – не менее 4 мм. За нарушение этих требований предусмотрена административная ответственность. Первый раз водителя могут оштрафовать на сумму до одной базовой величины, что составляет 42 белорусских рубля. Если же такое нарушение будет совершено повторно в течение года, штраф увеличится и составит от 84 до 210 рублей, что соответствует от 2 до 5 базовых величин.
– Еще одно нововведение касается передвижения по улично-дорожной сети на мотоблоке. Где можно без нарушения пользоваться этим видом транспорта?
– Территории садоводческих товариществ теперь относятся к жилой зоне. Как визуально определить такую территорию? Ориентирами могут служить въездные ворота или шлагбаум. Внутри жилой зоны действует особый порядок движения. Пешеходы, велосипедисты и владельцы средств персональной мобильности имеют приоритет перед автомобилями. Однако они не должны намеренно создавать помехи или затруднять движение транспортных средств. Правилами также разрешено движение на мотоблоке с прицепом. Такое движение допускается в светлое время суток. При наличии обочины мотоблок должен двигаться по ней, не превышая скорость 90 км/ч. Если обочина отсутствует, движение разрешено не далее одного метра от края проезжей части. Также, если вас лишили права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, этот запрет распространяется и на управление мотоблоком при участии его в дорожном движении.
– Что делают сотрудники ГАИ для снижения количества ДПТ?
– Первое полугодие 2025 года ознаменовалось тревожной статистикой ДТП с участием мототранспорта в нашем районе. За этот период произошли три аварии, унесшие жизнь одного человека и причинившие травмы двум другим. Наглядным примером трагических последствий стало ДТП, которое произошло c участием электромопеда. Особое внимание уделяем профилактике детского травматизма. Практикуем рейды с использованием квадрокоптеров, смешанный контроль, задействуем все объекты профилактики: местные органы власти, отделы по образованию, учителей. Безусловно, каждый день, неся службу, сотрудники ГАИ не только занимаются выявлением грубых нарушений ПДД, но и их профилактикой. Госавтоинспекция призывает всех участников дорожного движения к ответственному поведению на дороге. Соблюдение Правил дорожного движения – это не просто требование закона, это залог безопасности вашей и окружающих. Давайте вместе сделаем наши дороги безопаснее!