Меню

Поедем порулим? Разбираемся в изменениях ПДД с сотрудником госавтоинспекции

Поедем порулим? Разбираемся в изменениях ПДД с сотрудником госавтоинспекции

В Беларуси с сентября вступят в законную силу изменения в Правилах дорожного движения. Инициатива исходит от Министерства внутренних дел и направлена на улучшение организации движения, снижение аварийности и повышение культуры водителей и пешеходов.

Главные новшества разъяснил начальник отделения ГАИ Узденского РОВД Евгений Солодуха.

Солодуха

– Электросамокаты, гироскутеры и прочие устройства с электромоторчиками появились на дорогах довольно давно, но только в 2022-м в ПДД был введен термин «средство персональной мобильности». Какие корректировки внесены в данный термин?

– В законодательстве появилось четкое определение средств индивидуальной мобильности (СПМ). Теперь СПМ – это транспортное средство с одним или несколькими колесами, максимальная скорость которого не превышает 25 км/ч, предназначенное для одного человека и оснащенное электродвигателем.

Владельцам СПМ предстоит соблюдать ряд новых правил. К ним относятся скоростные ограничения: до 10 км/ч в населенных пунктах и до 25 км/ч на велодорожках. Также необходимо спешиваться перед пересечением проезжей части, избегать поездок в пешеходных зонах и не использовать тротуары для движения на СПМ массой более 35 кг.

Важно отметить, что устройства, способные развивать скорость выше 25 км/ч, теперь будут классифицироваться как мопеды или мотоциклы и подлежат обязательной регистрации. Упрощенный порядок регистрации продлится до 1 сентября 2026 года.

– По новым правилам спешиваться на пешеходном переходе необходимо и велосипедистам, и тем, кто управляет СПМ. Какой штраф предусмотрен за нарушение данного правила?

– Ответственность за нарушение предусмотрена статьей 18.20 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Статья включает четыре части, в том числе ответственность за нарушение ПДД в состоянии опьянения. Размер штрафа составляет от одной до двадцати базовых величин.

Если вы решите прокатиться на велосипеде или средстве персональной мобильности после употребления алкоголя, будьте готовы к штрафу от 3 до 5 базовых величин (это примерно от 126 до 210 рублей).

Но для владельцев мощных электросамокатов, способных развивать скорость свыше 25 км/ч, предусмотрены куда более серьезные меры: до 0,8 промилле алкоголя в крови – штраф составит 100 базовых величин (4200 рублей), а водительское удостоверение будет изъято на 3 года. Более 0,8 промилле алкоголя в крови – штраф возрастет до 200 базовых величин (8400 рублей), а прав лишат уже на 5 лет.

– Обновленные правила фактически отменяют большинство велопереездов и предписывают там спешиваться, но все же и из этого правила есть исключения?

– Новые ПДД предоставляют велосипедистам возможность не спешиваться на велопереездах, если они оснащены специальными светофорами, предназначенными для регулирования велосипедного движения.

Помимо этого, есть и другие ситуации, когда велосипедистам разрешено не спешиваться. Одно из таких исключений – движение по краю проезжей части, в пределах одного метра от ее правого края, при условии, что это допускается правилами. Это означает, что если велодорожка расположена вдоль проезжей части, и велосипедист пересекает перекресток или совершает другие действия, он может не спешиваться, но при этом обязан подчиняться сигналам светофоров и требованиям дорожных знаков.

Также не требуется спешиваться при движении по тротуарам или обочинам. Такая ситуация часто возникает в сельской местности, где тротуары или обочины идут вдоль жилых зон. При наличии частых выездов из жилых зон, даже без обозначенных пешеходных переходов или велопереездов, велосипедисты имеют право не спешиваться. Однако в таких случаях они обязаны уступить дорогу транспортным средствам.

Что касается детей на средствах индивидуальной мобильности, по новым правилам до 14 лет они должны кататься во дворах только под присмотром взрослых, верно?

– Да. И я полностью поддерживаю эту инициативу.

Скорость, которую развивают современные самокаты и электровелосипеды, может быть весьма значительной. К сожалению, практика уже показала, насколько это опасно. Приведу пример: двенадцатилетний ребенок на довольно мощном самокате, двигаясь по тротуару, совершил наезд на пожилую женщину. В результате столкновения бабушка получила серьезные травмы – переломы ног и таза. Восстановление заняло длительное время. Медицинские учреждения и пострадавшая сторона, естественно, предъявили иск родителям ребенка.

Мы понимаем, что родители, приобретая такие средства передвижения, хотят порадовать своих детей, которые хотят современные гаджеты и игрушки, и это естественно. Однако, мы не должны забывать о безопасности. Мир меняется, но базовые принципы осторожности остаются неизменными. Важно научить детей Правилам дорожного движения, объяснить, как безопасно передвигаться, где можно ехать, а где нет.

Еще один показательный случай произошел с девятилетним ребенком, который катался на электровелосипеде, напоминающем мопед, во дворе дома. Он врезался в автомобиль, повредив крыло и дверь. Стоимость ремонта дорогостоящего автомобиля исчисляется тысячами долларов, и вся эта сумма ложится на плечи родителей. Для любой семьи, считаю, такие непредвиденные расходы становятся серьезным испытанием.

До достижения 14 лет детям, прежде чем осваивать более сложные и скоростные виды транспорта, стоит научиться основам управления более простыми средствами, например, велосипедом.

– Ну и самое обсуждаемое изменение в ПДД, касающееся тонировки автомобильных стекол.

– Согласно новой редакции ПДД, разрешены установка жалюзи, шторок и тонировка на боковых (кроме передних) и задних стеклах легковых автомобилей. Стоит отметить, что единой нормы по светопропускаемости нет. А вот для переднего стекла правила остаются прежними – тонировка по-прежнему запрещена. И это не просто формальность. Инспекторы ГАИ будут следить за соблюдением этого правила особенно пристально. И хочется дать небольшой совет всем водителям, которые захотят тонировать стекла. Несмотря на отсутствие единой нормы, старайтесь выбирать пленку с умеренной степенью затемнения для задних и боковых задних стекол. Это поможет избежать спорных ситуаций.

– В ПДД приведено в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза использование зимних шин. Что это значит?

– С 1 декабря по 1 марта транспортное средство должно быть обязательно оборудовано зимними шинами. Резина должна устанавливаться на все колеса автомобиля, высота рисунка протектора – не менее 4 мм. За нарушение этих требований предусмотрена административная ответственность. Первый раз водителя могут оштрафовать на сумму до одной базовой величины, что составляет 42 белорусских рубля. Если же такое нарушение будет совершено повторно в течение года, штраф увеличится и составит от 84 до 210 рублей, что соответствует от 2 до 5 базовых величин.

– Еще одно нововведение касается передвижения по улично-дорожной сети на мотоблоке. Где можно без нарушения пользоваться этим видом транспорта?

– Территории садоводческих товариществ теперь относятся к жилой зоне. Как визуально определить такую территорию? Ориентирами могут служить въездные ворота или шлагбаум. Внутри жилой зоны действует особый порядок движения. Пешеходы, велосипедисты и владельцы средств персональной мобильности имеют приоритет перед автомобилями. Однако они не должны намеренно создавать помехи или затруднять движение транспортных средств. Правилами также разрешено движение на мотоблоке с прицепом. Такое движение допускается в светлое время суток. При наличии обочины мотоблок должен двигаться по ней, не превышая скорость 90 км/ч. Если обочина отсутствует, движение разрешено не далее одного метра от края проезжей части. Также, если вас лишили права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, этот запрет распространяется и на управление мотоблоком при участии его в дорожном движении.

– Что делают сотрудники ГАИ для снижения количества ДПТ?

– Первое полугодие 2025 года ознаменовалось тревожной статистикой ДТП с участием мототранспорта в нашем районе. За этот период произошли три аварии, унесшие жизнь одного человека и причинившие травмы двум другим. Наглядным примером трагических последствий стало ДТП, которое произошло c участием электромопеда. Особое внимание уделяем профилактике детского травматизма. Практикуем рейды с использованием квадрокоптеров, смешанный контроль, задействуем все объекты профилактики: местные органы власти, отделы по образованию, учителей. Безусловно, каждый день, неся службу, сотрудники ГАИ не только занимаются выявлением грубых нарушений ПДД, но и их профилактикой. Госавтоинспекция призывает всех участников дорожного движения к ответственному поведению на дороге. Соблюдение Правил дорожного движения – это не просто требование закона, это залог безопасности вашей и окружающих. Давайте вместе сделаем наши дороги безопаснее!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59