Без удобств, но с энтузиазмом. Как работала автостанция в старой части Узды

Говорят, театр начинается с вешалки, а любой населенный пункт – с автостанции или вокзала. Именно поэтому современные градоначальники, архитектурные службы, возводя подобные здания для встречи приезжих гостей и отправки горожан в другие края, стремятся создать если не что – то величественное, необычное, то во всяком случае-запоминающееся. А в Узде на протяжении нескольких десятилетий автостанция размещалась в старом деревянном здании напротив краеведческого музея.
Первое знакомство
Тридцать четыре года назад, в конце октября 1988 года, я впервые приехал в Узду. Автобус из ПРБ высадил меня возле неприглядного с виду деревянного здания. Расспрашивать у людей, где здесь автостанция, чтобы взять билет на обратную дорогу, необходимости не было – надпись над зданием большими красными буквами свидетельствовала, что это и есть «ворота города», тогда еще городского поселка. «Если такая автостанция, то что же собой представляет сама Узда, куда меня пригласили на работу?» – подумалось сначала и вспомнилось подобное сооружение в Столбцах, которое по сравнению с увиденным здесь показалось роскошным. Правда, через год-другой, когда на окраине Узды выросло поистине величественное здание новой автостанции, уже Столбцовский выглядел бедной падчерицей.
А в тот день, точнее, вечерок, когда после решения необходимых формальностей я пришел на улицу Школьную, чтобы приобрести билет к железной дороге, меня ждало еще одно небольшое разочарование. Пришлось минут десять простоять в очереди к кассовому окошку, и за это время автобус до ПРБ отправился. А следующего пришлось ждать час с лихвой. Этого времени было более чем достаточно для того, чтобы несколько раз обойти здание автостанции, рассмотреть все его «привлекательности» снаружи и изнутри.
Незабываемые годы
В феврале следующего года исполнится сорок лет, как Тамара Таротько пришла на работу в тогдашнюю Узденскую автобазу №9. принимал ее на работу директор предприятия Валентин Былина.

– Сначала меня назначили на должность кассира по приемке выручки от водителей, возвращавшихся с рейсов, – рассказывает Тамара Павловна, одновременно обслуживая пассажиров, которые подходят к кассовому окошку нынешней автостанции. Столько лет заниматься одним делом-не своеобразен ли трудовой рекорд?! — А потом Елена Грек, которая уже несколько лет отработала здесь билетным кассиром (и сегодня работает), предложила мне более живую работу, чтобы иметь тесное ежедневное общение с людьми. Согласилась, и всю жизнь занимаюсь этим делом. А старую автостанцию, здание которой уже снесли, мы всегда вспоминаем с теплотой. Сколько приятных, а порой и не очень, минут связано с теми стенами! Вспоминаем иногда, и ностальгия подступает: вот бы не навсегда, а хотя бы на день-два вернуться в те годы, в то здание…
Начальником автостанции была Алла Абрамчик. Обязанности кассира выполняли Татьяна Буяк, Наталья Умрейко, Ирина шибко, Инна Соловей и Елена Грек, диспетчерами были Екатерина Титко и Валентина Шкала, а Нина Якубовская и Раиса Якимович следили за чистотой в помещении и на прилегающей территории. Вот и весь коллектив.
В тесноте, да без обид
Служебные помещения автостанции были небольшими. Начальник делила свой кабинет с кассой предварительной продажи билетов. Из одной комнаты выходили два окошка кассиров и одно – диспетчера. Зал ожидания для пассажиров представлял собой небольшой, размером примерно шесть на восемь метров, комнату со старыми деревянными скамейками. Часть людей ждала отправления своего автобуса в прохладной веранде – при входе в здание. А само помещение отапливалось с топочной. Еще в одной комнате, с тыльной стороны, находился запас дров на зиму.
Перрона, в современном понимании этого слова, не было. Если стать лицом к бывшему зданию, справа от него останавливались автобусы пригородных маршрутов, а слева находилась площадка для рейсов на столицу, в другие города и деревни за пределами района. Ни скамейки, ни навеса, чтобы от ветра, дождя укрыться. В непогоду люди теснились в веранде, через спины тех, кто стоит впереди, поглядывали на площадку, пытались услышать голос диспетчера с сообщением об отправке того или иного рейса. Озвучивание велось с помощью массивной груши-динамика, установленной на крыше автостанции. Похожие можно увидеть в кадрах кинохроники, так люди в общественных местах еще в предвоенные годы слушали первые радиопередачи…
– Кассиры пользовались старыми кассовыми аппаратами АК, – вспоминает Тамара Таротько. – Чтобы выдать билет, необходимо было сделать несколько кругов ручкой. Водители отправлялись в рейс с нанизанными на шпагатину вертушками рулонных билетов, и только пассажирам на Минск выдавались большие по размерам отрывные (на определенное количество преодоленных километров) билеты. А вот лоточки, с помощью которых билеты высовывались из кассы, были легче, удобнее, чем сейчас… директор автобазы часто заходил на автостанцию, дисциплину поддерживал. Нездобровать техничке, если на протертой ногами пассажиров деревянном полу в зале ожидания мусорку увидеть.
В зале ожидания стояли металлические ящики с двенадцатью ячейками для хранения вещей. Многие ими пользовались. Приехал человек из Минска или какой деревни, есть еще время до отправления автобуса по новому маршруту, — бросает в щель 15-копеечную монету, и можно без багажа прогуляться по ближайшим магазинам.
Жизнь – это движение
Сейчас, возможно, эта известная фраза не настолько актуальна, как лет 30-40 назад. Сегодня на любой из десятка платформ-площадок для отправки автобусов на новом автовокзале хорошо, если через час Объявляется посадка. Люди не так часто пользуются общественным транспортом, так как пересели на собственное авто, а старшие просто редко куда выезжают. А раньше…
Старая автостанция начинала работать в половине шестого часа утра, а закрывались двери здания в 21.00. Ежедневно выписывались около 50 путевых листов, а это с учетом поездок туда и обратно и транзитных автобусов до сотни отправлений (для сравнения: сегодня в будние дни техника отправляется по 36 рейсам, по пятницам – раз в неделю – по 42). Жители Узденщины без пересадок могли попасть в Лиду (Гродненская область), Бобруйск (Могилевская), Ганцевичи (Брестская), Копыль и десятки других населенных пунктов на пути к ним. Как и сегодня, сотни людей, преимущественно молодежь, ездили на учебу, работу в Минск. Если вовремя не позаботился о предыдущем приобретении билета, можно было остаться дома.
Ежедневно автобусы на столицу ходили переполненными, — рассказывает Тамара Павловна. — Было и такое, что в «ЛАЗ», рассчитанный на мест шестьдесят, на последний рейс в воскресенье выбивали до сотни и более билетов. Не раз мужу Сергею Николаевичу, его коллегам-автобусникам, вернувшимся в Узду в шесть часов вечера из отдаленной деревни района, приходилось без отдыха направляться в дополнительно выделенный рейс в Минск.
С трудом справлялись с возросшим пассажиропотоком и автобусы (десять рейсов в будние дни) до поселка Энергетиков. Но этим маршрутом в Минск добирались только более экономные пассажиры, так как раньше автобусы не доезжали непосредственно до железной дороги, а останавливались возле магазина, что на первом этаже многоэтажного жилого дома. А дальше-бегом с сумками к поезду, чтобы успеть приобрести билет. Таким же макаром и на обратном пути. Кто успел-сели и поехали в Узду, а припоздился – жди следующего рейса или надейся на то, что повезет с попутной машиной.
По три рейса в день отправлялись автобусы из райцентра в сельские населенные пункты – отдаленные Теплень, Язвины, Дубища и близлежащие Тычинки, Долгиново, Первомайск. Из минских автопарков подбирали пассажиров автобусы, следовавшие до Слободы-Кучинки, Велешина, Душева, Черничного, Иваново Бора.
Случались и поломки пассажирского автотранспорта. Но в то время на автобазе имелась мощная ремонтная база. Оно и не удивительно – в лучшие времена на предприятии насчитывалось около 150 автобусов, грузовых автомобилей, спецмашин для перевозки хлеба, других товаров. Позже при райпо создали свою автобазу. Станет машина-директор Валентин Былина, бригадир автобусников Василий Мороз до утра домой не пойдут, а технику на колеса поставят.
Для людей
С радостью восприняли работники автобазы и жители города известие об открытии новой автостанции. Для большинства из них неудобно было добираться на работу или для поездки куда-нибудь из старого центра на окраину райцентра, да удобств было больше. «Хоть в футбол играй!»- удивлялись многие, а некоторые, кому и ехать куда-то нужды не было, приходили сюда как на экскурсию. Было на что посмотреть на двух этажах. Основные служебные помещения внизу, а на втором этаже – просторная комната для матери и ребенка, буфет, где и водители, и пассажиры могли не просто перекусить всухомятку, а заказать обед из трех блюд. Рядом – торговые киоски, а внизу автодорожный магазин. Отдельные комнаты отдыха для работников и пассажиров, и здесь, и там телевизор можно посмотреть… Да разве перечислишь все удобства! «Для вас, для людей государство денег не жалеет!»- говорила тогдашний главный экономист предприятия Евгения Булка. А сегодня ветерану труда скучновато от того, что многое из возведенного когда-то сейчас не востребовано…
Текст: Виктор Соболевский
Фото автора и Вячеслава Якубовского
Рекомендуем








