Всегда ли мечты совпадают с реальностью при выборе профессии? Узнали у выпускницы Озерской школы Марии Тимашковой
Одни идут по стопам родителей, другие прислушиваются к советам друзей, а третьи штудируют профориентационные справочники. В любом случае — выбор ответственный и решение каждый принимает сам. Одиннадцатиклассница Мария Тимашкова из Озерской СШ рассказала, как она выбирала будущую профессию.
Девушка планирует сдавать на централизованном тестировании математику, английский и белорусский языки. Исходя из результатов уже будет выбирать вуз, но в приоритете БГЭУ или БГТУ на специальности «мировая экономика» или «экономика управления предприятием». Проходные баллы немаленькие, поэтому подготовка идет серьезная.
– Сразу знала, что буду сдавать белорусский язык на ЦТ. По этому предмету у меня гораздо выше уровень, чем по русскому. За это спасибо моему учителю Татьяне Ивановне Телюк, с которой готовлюсь. С 8-го класса я изучала все правила и сейчас просто их отрабатываю, повторяю, к тому же у меня есть языковое чутье. Хотя в обычной жизни использую только русский, – говорит Мария. – Что касается литературы, среди белорусских авторов особо выделяю Якуба Коласа и Янку Купалу. Из зарубежных предпочитаю, например, Джейн Остин и Рея Брэдбери, а вот современные авторы мне как-то не близки.
К экзаменам в школе активная подготовка идет с начала учебного года. Выпускники занимаются на факультативах, штудируют учебники, готовятся по экзаменационным сборникам билетов.
– А вот что касается истории, здесь одних уроков уже недостаточно. Много событий, дат, личностей, все это нужно запомнить и проанализировать. По остальным предметам школьных занятий и факультативов вполне достаточно. Но ЦТ – это только самоподготовка или репетиторство, потому что совсем другой формат. Стараюсь каждый день решать тесты по каждому предмету, чтобы ничего не упустить, – говорит Мария. – В мае было больше времени для подготовки к тестам, так как уроков стало уже меньше. Даже успевала с друзьями погулять на выходных.
С десятого класса девушка готовилась к поступлению в медицинский университет на «лечебное дело». Но во второй четверти резко решила сменить вектор на экономику.
– Стать врачом – это мечта детства. Я смотрела сериалы, читала книжки по анатомии, очень увлеклась, романтизировала профессию. В 7-м классе начала уже серьезно задумываться о будущей специальности. Тогда я и поняла, что мечта расходится с реальностью. Не столь сложная проблема поступить в вуз, но ведь дальше придется работать. Медицина – это полное самопожертвование. Вдруг я однажды пойму, что это не мое? И что делать, ведь столько лет учебы, отработки, сил и времени вложено? Я решила для себя: оно того не стоит, – говорит одиннадцатиклассница. – К тому же у меня не сложились отношения с химией. Занималась с репетитором из столичного вуза, но у него был свой принцип преподавания: всю информацию должна искать сама. Я же привыкла – тебе дают информацию, а потом ты самостоятельно прорабатываешь ее дома, вникаешь в нюансы. Да, с химией так: либо ты понимаешь, либо нет.
Сил и времени на подготовку к поступлению в медицинский у девушки было затрачено много. С новым направлением она определилась не сразу, растерялась, боялась, что родители не поддержат. Но все переживания оказались напрасны: они согласились с дочерью – новый вариант более реалистичный и перспективный.
– У меня хорошо развита речь, легко налаживаю коммуникации. Мама по специальности юрист, думала, я пойду по ее стопам. Но для меня это слишком скучно. Сразу выбрала маркетинг и менеджмент, однако потом решила, что экономика более широкий профиль. Например, в БГЭУ углубленно изучают иностранные языки. Это дополнительные навыки, которые точно пригодятся в будущем, — рассуждает Мария. — Мы решили, что сразу пойду на платное отделение. За такой короткий срок сложно подготовиться к поступлению на совершенно новое направление. Плюс не придется отрабатывать по распределению.
Недавно девушка проходила репетиционное тестирование и осталась довольна результатами.
– Конечно, есть куда расти и над чем работать, но я вижу, что работаю не зря. По поводу ЦТ я вообще не переживаю, что случайно сделаю ошибку или не так заполню. Мне кажется, уже столько раз этот алгоритм повторяли, все действия отточены, – говорит Мария. – Есть у меня одна слабая сторона — мне нужна сильная мотивация, можно сказать, пинок. Могу где-то забыть или полениться, а это минус один день. В этом плане очень помогают родители: если видят, что я не так усердно занимаюсь, всегда спрашивают, не случилось ли чего, объясняют, поддерживают. Я понимаю, что они правы, и с новыми силами берусь за работу.
Ну а для души девушка занимается пением, окончила музыкальную школу по классу баяна и фортепиано. Но это останется хобби, отдушиной.
– Учеба в школе окончена. Впереди новая дорога. Понимаю, будет сложно, но очень интересно. Буду скучать по школе, особенно по веселым урокам физики с Сергеем Валентиновичем Новиком. С ним я стала понимать предмет, ведь он объясняет легко и весело, – рассказывает Мария. – Конечно, хотелось бы особо поблагодарить Светлану Васильевну Кошевскую, которая помогала по химии и биологии. Благодаря ей сейчас я имею по этим предметам 10 и 9 баллов соответственно. Спасибо профессионалам своего дела Людмиле Константиновне Гвоздевой и Светлане Владимировне Крупник, которые всегда поддерживали. Это дорогого стоит.
Текст: Елизавета Лещинская
Фото: Сергей Шарай