Интервью с главным следователем Узды: резонансные дела, советы для молодежи и баланс между работой и семьей

Расследование уголовного дела невозможно без современного Шерлока Холмса – следователя.
В преддверии профессионального праздника Следственного комитета Беларуси пообщались с главным следователем Узды Владиславом Сабило. Владислав Сергеевич рассказал о своем пути в профессию, сложностях работы, резонансных делах и о том, как справляться с эмоциями в этой непростой сфере.
Интервью получилось развернутым и откровенным – начальник Узденского РОСК поделился личным опытом, дал советы молодым коллегам и размышлял о балансе между работой и отдыхом.

– Владислав Сергеевич, в свое время вы решили связать жизнь со Следственным комитетом. Как это произошло? Кто-то из родственников вдохновил вас, или что-то другое привело вас в эту профессию?
– Никто из родных никогда не был связан с этой сферой. В моей семье есть строители, работники медицины, банкиры. Я единственный, кто решил пойти в силовые структуры. Получил высшее юридическое образование. Еще во время учебы проходил практику в подразделениях предварительного следствия Министерства внутренних дел. Потом, при создании Следственного комитета, познакомился с сотрудниками и руководителями ведомств. Мне предложили поступить на службу в Минский районный отдел СК. В ноябре 2013 года я был принят на государственную гражданскую службу следователем второго следственного отделения. В 2014 году получил первое специальное звание – лейтенант юстиции. Продолжал работать следователем, далее стал старшим следователем, затем – заместителем начальника второго следственного отделения, а потом и его начальником. Все это – в составе Минского районного отдела. В январе 2024 года меня назначили на должность начальника Узденского райотдела Следственного комитета.
– За время своей карьеры вы расследовали множество дел. Расскажите о каком-то запоминающемся случае из раннего периода.
– В начале карьеры, примерно через пару лет после начала моей работы, я дежурил в составе следственной оперативной группы Минского РУВД и выехал по сообщению о взрыве на предприятии, производящем битумно-полимерную мастику. В одном из цехов произошел взрыв газовоздушной смеси. Один человек погиб, двое пострадали. Это был огромный производственный цех с множеством технологических процессов. Я некоторое время расследовал это дело – пришлось глубоко вникать в специфику производства. Такой случай, еще и в таком масштабе, запоминается надолго, особенно когда сталкиваешься с подобным впервые. Тогда проводились различные экспертизы, пока собрали пазл в единую картину.
– А как вы попали в Узденский район? Не страшно было занимать должность начальника?
– Любую должность, признаюсь, страшно занимать – это же большая ответственность. В районном отделе я отвечаю не только за следственную работу, но и за своих подчиненных, тыловое и кадровое обеспечение. Конечно, страшно. Но я выбрал этот путь, потому что каждая новая должность – это обучение, открытие новых направлений. Здесь, в Узденском районе, преступления разнообразные: от экономических до связанных с техникой безопасности, против личной неприкосновенности. Я всегда мотивировал себя тем, что нужно доказывать себе и достигать новых высот.
– Расскажите о резонансных делах, которые расследовали уже здесь на Узденщине.
– В прошлом году было два резонансных преступления в отношении несовершеннолетних. Одно связано с пожилым человеком, когда пострадали пять или шесть детей. Мы начали расследование, провели большой объем следственных действий, а потом передали дело выше. Также в районе произошло много пожаров. Разбирались в их причинах, резонансным получился групповой пожар, где погибли три человека. Имеют место и преступления, связанные с техникой безопасности. Например, в конце 2022 года расследовали дело, когда несовершеннолетнего пригласили на работу без договора и надлежащей охраны труда, что привело к травмам. В 2024 году по нему возбудили уголовное дело, оно дошло до суда – обвиняемый получил заслуженное наказание, несмотря на то что вину не признавал. Были и ДТП, включая резонансный случай, когда дедушка на машине переехал годовалую внучку… Скажу так: каждое расследование – это отдельная история, в которой отражаются человеческие судьбы.
– Владислав Сергеевич, следователь часто сталкивается с тяжелыми эмоциями на месте происшествия. Как преодолеть психологический барьер и трезво оценивать ситуацию?
– Мне помогли советы родных, работающих в медицине. Там сталкиваешься с человеческими проблемами, тяжестью, а следовательно – учишься отключать эмоции и помогать людям, а не поддаваться чувствам. Следователь должен разрешать ситуацию, служить закону. Наша задача – оказывать помощь гражданам. Конечно, внутренние переживания есть, но их нельзя показывать: следователь – главный на месте, от его руководства зависит все. Каждый следователь выбирает свой способ контроля эмоций: ко-то – через отстранение, кто-то – через концентрацию. При этом мы строго выполняем свои обязанности.

– Сколько следователей работает в вашем отделе и как распределяются выезды на места происшествий?
– В отделе – пять следователей. Выезды на места происходят по графику суточного дежурства. Любой следователь должен быть готов выехать на любое происшествие. Потом дела передаются специализирующимся следователям.
– А вы, занимая должность начальника отдела, сейчас тоже выезжаете на ЧП, или это уже прерогатива только ваших подчиненных?
– Выезжаю и я, и мой заместитель. Мы такие же члены своего коллектива – мы же тоже, в первую очередь, следователи. Но в основном выезжаем на резонансные случаи или те, где есть сомнения. Мы разбираем каждую ситуацию, потому что с выезда все и начинается.
– Владислав Сергеевич, а как вы отдыхаете после работы? Есть ли у вас хобби?
– Отдых для меня – это моя семья и природа. Я перезагружаюсь, когда провожу время с близкими. Хобби конкретного нет, раньше увлекался компьютерами, музыкой – в школе. Сейчас главное для меня – семья. И другого отдыха мне не нужно.
– Какие советы вы дадите молодым следователям и тем, кто собирается прийти в эту профессию?
– Следователь – разносторонний человек. Мы организуем и проводим следственные действия, решаем глобальные задачи в сжатые сроки. Следователь не только оформляет дело по УПК, но и вникает в детали. Я часто сравниваю нашу профессию с профессией строителя: мы разбираем все по кирпичикам, из которых строится дом, а в нашем случае – докапываемся до сути дела, где множество вопросов, на которые нужно дать ответы. Мы изучаем причины и условия преступлений, вносим представления для профилактики. Это как собрать пазл: соединить все факты и детали, чтобы дать правильную правовую оценку. Молодежи, которая стоит перед выбором профессии и склоняясь к службе в Следственном комитете, желаю твердости в характере, уверенности, смелости и желания докопаться до сути – без этого нельзя выполнять задачи ведомства. Все, кто решает связать свою жизнь со следствием, должны понимать, какая ответственность за человеческие судьбы лежит на них и как важно не допустить ошибки. Совет такой, как в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
– Поскольку мы беседуем в преддверии вашего профессионального праздника, каким будет ваше поздравление коллегам?
– Следственный комитет – молодое ведомство, но оно уже показало свою значимость. Наша профессия особая: она требует собранности, смекалки, умения видеть самые мелкие детали, честности и справедливости. Поздравляю коллег и желаю им энергичности, находчивости, успехов в решении самых сложных дел, а также семейного благополучия и личного счастья!
Рекомендуем






