Документы свидетельствуют. За попытки убежать избивали…
О зверствах фашистов и их пособниках на нашей земле засвидетельствовали в послевоенное время многие жители Узденщины. Среди очевидцев преступлений был и житель деревни Присынок Павел Доманевский, 1908 года рождения, колхозник колхоза «Красный Октябрь». Вот что он сообщил следователям в апреле 1961 года.
В марте 1944 года нашу деревню окружили каратели, по периметру поставили пулеметы, чтобы никто не убежал. Захватчики были одеты в немецкое обмундирование, у некоторых на головных уборах и рукавах я видел нашивки с отражением костей черепа. Каратели были вооружены автоматами и винтовками. Стали они сгонять людей, включая стариков, женщин, детей, к сараю в центре деревни. Попали сюда и я с женой и грудным ребенком. Тут подъехал на легковушке какой-то немецкий начальник, что-то пробормотал. После этого захватчики стали отбирать юношей, девушек, молодых мужчин. Нас, всего человек шестьдесят, погрузили в грузовые автомашины и завезли в Узду, а стариков, женщин и детей распустили по домам. А перед этим прошлись по деревне, собрали хлеб, другие продукты, одежду, лучшие домашние вещи, угнали в городской поселок и много скота. Уезжая из деревни, немцы сожгли два дома, партизана Василия Черноуса и Николая Шидловского.
В Узде каратели продержали нас два или три дня, а затем перевезли в местечко Березино, где использовали на строительстве узкоколейки. Там я находился до 1 мая. Советская авиация начала бомбить местечко. Воспользовавшись этим, я и еще несколько человек убежали от немецкой охраны и попали в партизанский отряд “Железняк”. А через дней десять я вернулся в Присынок. Тут я узнал, что некоторым землякам удалось убежать от карателей в Узде. Тех, кого ловили, сильно избивали. Я и сам видел, как за попытку убежать колотили прикладами односельчанку Елену. А были эти каратели из Узды, к нам они приехали из Низка…
Василий Дубовик, прокурор района.
Виктор Соболевский