ПронесЛОСЬ перед глазами. Почему на трассах через лесные массивы лучше не разгоняться
Кто не любит быстрой езды, когда под колесами автомобиля безупречное дорожное полотно? Но даже на скоростных трассах в наше время гонять небезопасно, особенно ранним утром или поздним вечером. То пугливая косуля на дорогу выскочит, то огромному лосю вздумается пересечь проезжую часть. На большой скорости избежать столкновения с дикими животными практически нет шансов.
Лоси идут на таран
Такие инциденты на дорогах, увы, происходят очень часто. Буквально на днях на трассе под Березино на лося наехал 40-летний мужчина. Его госпитализировали. В сентябре под Могилевом при попытке увернуться от сохатого погибла женщина. В декабре прошлого года в Узденском районе в ДТП с участием массивного лесного обитателя пострадала пассажирка. А одна из наиболее резонансных аварий на Минщине случилась в октябре 2023. Лось внезапно выбежал на трассу вблизи поворота к поселку Стайки. Водителю не удалось предотвратить столкновение. Машина превратилась в груду металла. 42-летний минчанин и годовалая девочка погибли, 39-летняя пассажирку в тяжелом состоянии доставили в больницу. Врачи ее спасли.
Почему аварий больше?
Еще лет десять назад в нашей стране столкновения с дикими животными случались не часто.
Согласно статистике ГАИ, в 2014 году зафиксировали всего 7 инцидентов с серьезными последствиями, годом позже – 4, в 2016-м – 2, 2017-й «отметился» 6. А в 2024-м зарегистрировано 3 771 дорожно-транспортное происшествие с участием животных, что на 11,8 процента больше, чем в 2023-м. Пик ДТП традиционно приходится на май – 705 фактов или 18,7 процента. Чаще всего под колеса попадали косули – свыше 2500 особей и лоси — 1020. Благородные олени и дикие кабаны тоже провоцировали аварии.
На Минщине в прошлом году зафиксировано рекордное количество ДТП с участием животных – 1018. Обстоятельства происшествий схожи: все происходило в темное время суток, неожиданно. Предвидеть встречу с животным практически невозможно, как и предсказать результат столкновения. На все воля случая: повезет или нет.
Тенденция роста числа подобных аварий наблюдается и в этом году. Проблема выхода диких животных на автомагистрали обострилась во всем мире. Ученые давно пришли к единому мнению: не звери нам дорогу переходят, а мы самонадеянно перерезали их тысячелетние тропы.
Чтобы животное не оказалось в салоне
Лось с ветвистыми рогами возник однажды и на моем пути. К счастью, стоял на обочине и с места не сдвинулся. В сумерках боковым зрением не сразу удалось разглядеть огромный темный силуэт. Судя по виду, сохатый весил не менее 400 килограммов, а такие развивают скорость до 56 километров в час. Чтобы не вспугнуть дикое животное, сотрудники ГАИ и опытные автолюбители советуют снизить скорость, не надо сигналить, ослеплять фарами. Не стоит обгонять, испуганный зверь может счесть это за нападение, и будет вынужден защищаться.
Важно помнить, что напуганные хищниками косули способны прыгать до двух метров в высоту. Их надо опасаться на проезжей части не только вдоль лесного массива, часто они выскакивают с полей. Даже сетчатые заборы вдоль крупных автомагистралей животные преодолевают в один прыжок.
Еще когда-то инструктор по автовождению рекомендовал, двигаясь по трассе в темное время суток, и на опасных участках дорог со знаком «Дикие животные» выбирать такую скорость, при которой можно контролировать ситуацию и на пути следования, и на обочине. Чаще всего обитатели леса выскакивают на дорогу справа налево. Первая реакция водителя – увернуться от удара в левую сторону. Но на высокой скорости можно уйти в занос и вылететь на встречку. В таком случае лучше всего применить экстренное торможение. Или подкорректировать курс авто таким образом, чтобы столкновение пришлось по касательной траектории. Да, транспортное средство будет повреждено, но лось не окажется в салоне. Берегите себя!